Сказкотерапия как способ коррекции страхов у детей младшего школьного возраста
Если Вам нужна эта дипломная работа (ВКР, дипломный проект), но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, либо с высоким % антиплагиата, то жмите "заказать эту работу". Мы с Вами свяж
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1 .ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ СТРАХОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………..7
1.1. Сущность понятия страх………............................................................ 7
1.2. Причины страхов у детей младшего школьного возраста................... 13
1.3. Сказкотерапия как способ коррекции страхов детей младшего
школьного возраста………………………..……………………………………18
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………... 28
2.1. Программа исследования………………………………………………...……28
2.2. Результаты исследования по определению эффективности сказкотерапии
на коррекцию страхов младших школьников………………………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………..……………………………………….49
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………...52
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы не вызывает сомнения. Интерес педагогов и психологов к психическому развитию детей младшего школьного возраста далеко не случаен, так как данный возраст являются периодом наиболее интенсивного и нравственного развития. От того, в каких условиях развитие будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности человека, особое место занимают проблемы, связанные с психическими состояниями. В ряду различных психических состояний, являющихся предметом научного исследования, наибольшее внимание уделяется состоянию страха.
Каждый период детства имеет свои особые, неповторимые достоинства, присущие только определенному этапу развития. Более того, в отдельные периоды детства возникают повышенные, иногда чрезвычайные возможности развития психики в тех или иных направлениях, а затем такие возможности постепенно или резко ослабевают. В младшем школьном возрасте, по определению ведущих психологов Л.И.Божович, А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева, [3,5,17] формируются характерологические особенности личности, и возникают первые представления о себе самом и отношениях с окружающими людьми.
Возрастные особенности психики формируются и развиваются в самом процессе взаимодействия ребенка с окружающим миром. Это говорит о том, как важно обеспечить своевременное формирование тех или иных психологических качеств.
Личностные качества проявляются у школьника в зависимости от ценностных ориентации общества, в котором он находится. В педагогических и психологических исследованиях установлена зависимость эмоционального самочувствия ребенка от отношения к нему окружающих сверстников.
Неумение строить желаемые отношения с окружающими людьми в различных ситуациях способствует возникновению страха у ребенка (З.Фрейд, А.Адлер, К.Хорни, Г.Салливан, Э.Эриксон) [1,14,37].
Впервые выделил и акцентировал состояние страха и тревоги известный австрийский психоаналитик З.Фрейд. Он охарактеризовал тревогу как эмоциональное, включающее в себя переживание ожидания и неопределенности, чувство беспомощности, а страх - как состояние аффекта. Данная характеристика указывает не столько на компоненты рассматриваемого состояния, сколько на его внутренние причины. Это состояние преследует многих детей, и не все с ним справляются. У многих страхи перерастают в фобии. Как указывал Зигмунд Фрейд: «Основная проблема человеческого существования заключается в том, чтобы справится со страхом и тревогой, которые возникают в самых разных ситуациях» [37] .
Психологи заметили, что школьное обучение (познание нового, проверка полученных навыков и умений) всегда сопровождается повышением страха у детей. Более того, некоторый оптимальный уровень страха активизирует обучение, делает его эффективнее. Здесь страх - фактор мобилизации внимания, памяти, интеллектуальных способностей. Но когда уровень страха превышает этот оптимальный предел, то он охватывает ребенка, и тот не может с ним самостоятельно справиться. Стремясь избежать неуспеха, он устраняется от деятельности, все это усиливает страх неудачи, тревожность возрастает, становясь постоянной помехой [7,9].
Одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения, является сказкотерапия. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей дошкольного, младшего школьного и других возрастов. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с проблемами страха, принятием своих чувств и т.д. Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.
Объектом исследования в нашей работе выступают страхи детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - организация занятий по сказкотерапии как способу коррекции страхов детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: определить условия и эффективность влияния сказкотерапии как способа коррекции страхов детей младшего школьного возраста.
Исходя из цели исследования ставим следующие задачи:
1. Изучить теоретические подходы к проблеме страхов у детей младшего школьного возраста.
- Выявить причины формирования и развития страхов детей младшего
школьного возраста. - Изучить сущность сказкотерапии как способа коррекции.
4. Исследовать условия эффективности применения сказкотерапии для коррекции страхов в младшем школьном возрасте.
В соответствии с поставленными задачами в исследовании использовались следующие методы:
1. Теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по теме
исследования.)
- Эмпирические (наблюдение за проявлением страхов в поведения детей, качественный и количественный анализ результатов исследования, беседа.)
Гипотеза исследования: Мы считаем, что соблюдение определенных условий организации занятий по сказкотерапии является эффективной при коррекции страхов младших школьников.
Практическая значимость нашей работы заключается в использовании данного материала как в нашей дальнейшей профессиональной деятельности, так и в деятельности практических психологов.
Методологической основой исследования явились основные теоретические положения отечественных психологов, сформулированные в трудах: Т.Д. Зинкевич - Евстигнеевой, А.И. Захарова, М.В. Осориной, A.M. Прихожан, Кэрролла Э. Изарда, Н.А. Кряжевой, А.Я. Шамес и др. [10,9,23,28,15,13].
Организация исследования проводилась в школе №80 г. Иркутска. В исследовании принимали участие ученики 1 "д" класса.