Содержание уроков внеклассного чтения как средство формирования нравственных понятий у детей младшего школьного возраста (на материале произведений Г.Р. Граубина)
Если Вам нужна эта дипломная работа (ВКР, дипломный проект), но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, либо с высоким % антиплагиата, то жмите "заказать эту работу". Мы с Вами свяж
Оглавление к теме: «Содержание уроков внеклассного чтения как средство формирования нравственных понятий у детей младшего школьного возраста (на материале произведений Г.Р. Граубина)»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. Нравственное становление личности в детской литературе.
1.1. Теоретические и психолого-педагогические основы нравственного воспитания в детской литературе………………………….. ……………….5
1.2. Цели и принципы отбора учебного содержания к урокам внеклассного чтения в I – IV классах произведений Г. Граубина……………………. 17
1.3. Анализ произведений Г. Граубина как средство формирования нравственных понятий у детей младшего школьного возраста…………………….……………………. ………………………… 21
ГЛАВА 2. Практическая работа.
2.1. Цели и задачи практической работы. Анализ программы литературного чтения по системе Л.В. Занкова. …………………………………………. 25
2.2. Входная диагностика практической работы, методика ее проведения……………………………………………………………………27
2.3. Разработка уроков внеклассного чтения и пятиминуток по творчеству Г. Граубина…………………………………………………………………. 30
2.4. Проверка эффективности использования произведений Г. Граубина на уроках чтения в младших классах…………………………….. …………..42
Заключение…………………………………………………………………… 44
Литература……………………………………………………………………… 46
Приложение………………………………………………………………………50
Введение.
Проблема формирования нравственных понятий у детей младшего школьного возраста в наше время весьма актуальна, потому что уровень воспитанности и культуры общества становится все ниже. И то, каким оно будет через несколько лет, в немалой степени зависит от педагогов и воспитателей подрастающего поколения.
На разных этапах развития общества вопросам воспитания молодого поколения уделялось немалое внимание. Детей воспитывала семья, сельская община, старейшины, церковь. В детях воспитывали порядочность, уважение к родным и друзьям, прививали чувство совести, стыда. Конечно, в настоящее время на уроке каждый учитель может сделать много для пробуждения высоких духовных стремлений ребенка, дать примеры нравственного служения людям, доброты и милосердия, вызвать патриотические гражданские чувства. И если бы семья подкрепляла переживаемое на уроках, то можно было бы достичь желаемого результата в воспитании ребенка, но, к сожалению, в родители чаще всего устраняются от воспитания детей, заботясь только об их материальном благополучии.
Среди молодого поколения насаждается дух торгашества, эгоизма. Телефильмы пропагандируют насилие, эротику. Различные телеигры с денежными выигрышами показывают отрицательные черты человеческого характера: мелочность, эгоизм, мстительность, приспособленчество, зависть, подлость.
В то время, когда стираются границы между добром и злом, между нравственным и безнравственным, взрослое общество не может оставить подрастающее поколение без поддержки и помощи. Детская душа наиболее уязвима и подвержена порче, поэтому тревога о младшем поколении естественна. Не случилось бы так, что суетная жизнь, повальная денежная лихорадка опустошат душу ребенка – единственное, что делает человека Человеком. Порой и учителя, и родители забывают о том, что не образование, а воспитание души делает человека Человеком. Ценность образования определяется его нравственной основой, и если такой основы нет, оно может стать орудием самых страшных преступлений перед миром и человечеством. Я.А. Каменский говорил: «Образованный человек без нравственности опаснее необразованного безнравственного человека». Он же считал, что нравственность начинается не со слов, а с нравственных поступков, она развивается через систему упражнений таких поступков.
Главной задачей школы, центром ее воспитательной деятельности должно быть нравственное воспитание, именно оно оказывает решающее влияние на формирование положительных качеств личности.
Понимая и осознавая эту задачу, педагог задается вопросами: как, каким способом воспитать у детей нравственные понятия, чувства, ценности, которые в дальнейшем должны перейти в личные убеждения детей.
Выбрав тему дипломной работы «Содержание уроков внеклассного
чтения по творчеству Г. Граубина как средство формирования нравственных
понятий у детей младшего школьного возраста», мы хотим раскрыть значение и смысл уроков по творчеству Г.Р. Граубина как уникального средства формирования и воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования – формирование нравственных понятиях у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – содержание произведений Г.Р. Граубина, направленных на формирование нравственных понятий у детей младшего школьного возраста.
Поэтому цель дипломной работы – определить содержание (круг чтения) произведений Г.Р. Граубина для младших школьников и нравственные понятия, заложенные в них.
Гипотеза – через беседы и анкетирование установлено, что дети слабо, не всегда правильно представляют, что такое смелость, справедливость, милосердие, любовь к Родине. Поэтому мы предположили, если в круг чтения детей включить произведения Г.Р. Граубина, имеющие высокую нравственную ценность, то можно попытаться сформировать нравственные понятия и вызвать желание оценивать свои поступки с нравственных позиций.
Исходя из объекта, предмета, цели, гипотезы дипломной работы, мы ставим следующие задачи:
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме и определить основные понятия по нравственному воспитанию личности;
- через литературоведческий анализ показать нравственную ценность стихотворений поэта, разработать и апробировать уроки внеклассного чтения по произведениям Г.Р. Граубина с детьми младшего школьного возраста;
- провести входную и итоговую диагностики и сравнить их результаты.
Методы исследования:
Теоретические: анализ литературы, анализ стихотворений Г.Р. Граубина, определение и формулировка терминов, связанных с темой исследования, проведение диагностик, составление таблиц.
Практические: беседы с учениками, анкетирование, уроки внеклассного чтения, литературные пятиминутки, конкурс стихотворений Г.Р. Граубина.
Практическая значимость и новизна: использование произведений забайкальского поэта, разработка уроков по разным темам.