Специфика работы с учебной книгой на уроках истории в процессе развития учебно-информационных умений школьников в 6 классах
Если Вам нужна эта дипломная работа (ВКР, дипломный проект), но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, либо с высоким % антиплагиата, то жмите "заказать эту работу". Мы с Вами свяж
Тема: Специфика работы с учебной книгой на уроках истории в процессе развития учебно-информационных умений школьников в 6 классах.
Оглавление:
Стр.
Введение. 2
Глава 1. Теоретическое основание формирования учебно-информа -
ционных умений как части общеучебных.
1.1. Общая характеристика обще-учебных умений и отдельной её
группы обще-информационной. 5
1.2. Психолого - педагогическая характеристика учебно-информа - ционных умений. 12
1.3. Опыт работы учителей истории, по формированию учебно -
информационных умений, на уроках. 22
Выводы к 1 главе. 23
Глава 2. Практика формирования учебно-информационных уме -
ний школьников, через работу с учебной книгой.
2.1 Характеристика исходного уровня сформированности умения
работать с учебной книгой. 24
2.2 Методика формирования умения работать с учебной книгой и её
основные эффекты. 40
Выводы к 2 главе. 50
Заключение. 51
Список литературы. 53
Приложение. 56
Введение.
,,Никому не режет слух, записанное в программе начальной школы, требование воспитывать у учащихся учебную самостоятельность и умение учиться. Более того – отсутствие умения учиться, неспособность быть субъектом собственной учебной деятельности, вызывает справедливое неудовольствие и беспокойство взрослых: ребенок, который к окончанию школы не обретает умения, получив аттестат, обнаруживает свою глубокую незрелость, неготовность жить в стремительно меняющемся мире.,, (В.В.Давыдов., В.И.Слободчеков.) [8;26]
Неумение учиться влечёт за собой неудачи в учёбе, отсутствие радости познания. К.Д.Ушинский подчеркивал, что сначала надо научить ребёнка учиться, а потом уже поручать это дело ему самому. Кто не умеет учиться, не в состоянии, естественно развивать свои способности, далёк от реализации своих потенциальных способностей.
Частые жалобы учителей на то, что,, учащиеся не умеют работать,, подтверждают необходимость формирования общеучебных умений или ,,способов организации индивидом своей деятельности усвоения.,,
Эффективное формирование и развитие общеучебных умений предполагает изучение их сформированности. Объектом изучения могут быть не все обще-учебные умения, а лишь приоритетные. Приоритетность той или иной группы умений определяется, во-первых, ,,западающими местами,, в образованности учащихся конкретной школы; во-вторых, особенностями образовательной программы школы. Но прежде всего приоритеты могут быть установлены исходя из содержания умений, например, умение бегло, сознательно, правильно читать более значимо, чем умение пользоваться библиографической карточкой.
При создании системы изучения сформированности общеучебных умений необходимо учитывать временные, кадровые, техногические ограничения. Следует признать, что у руководителей школы подчас не хватает времени целостно проконтролировать и проанализировать в полном объёме выполнение даже государственных образовательных стандартов; всё это требует определения реальных временных ресурсов для мониторинга обще-учебных умений. Кроме того, руководители школы, к сожалению не всегда обладают серьёзной подготовкой по формированию, развитию и отслеживанию обще-учебных умений. Сегодня в школах отсутствует целостная система инструментария для изучения их сформированности, в то же время подчас имеющийся инструментарий является не только средством педагогического контроля, но и инструментов глубокого психологического исследования, утверждает М.И.Скоморохова.
Основой общеучебных умений, являются учебно-информационные. Придя в 5 класс учащиеся только начинают изучать курс истории, ведущим компонентом является знания, но знания не в готовом виде, а именно способы добывания знаний.
В 5-6 классах учитель развивает способности работать с учебной книгой. Формирование этого умения начинается в детском саду, а продолжается в начальной и средней школах. Учитель стремится научить ребят ,,умению учиться,, в данном случае добывать, обрабатывать, использовать нужную информацию.
Значимость проблемы определила цель работы :
Определить педагогические условия и методические пути формирования учебно – информационных умений на уроках истории в 6 классах, через работу с учебной книгой;
Из цели вытекают следующие задачи:
1 Рассмотреть основные вопросы теории, методики формирования учебных умений, как части обще-учебных умений в 6 классах на уроках истории.
2 Выявить наиболее оптимальные виды работы с учебной книгой для формирования учебно-информационных умений.
3 Проследить динамику формирования учебно-информационных умений в 6 классах на уроках истории.
Объект исследования - процесс формирования учебно-информационных умений, как части обще-учебных умений школьников.
Предмет исследования - методика формирования учебно-информационных умений на уроках истории в 6 классах через работу с учебной книгой.
В разное время этой проблемой, формирования общеучебных умений, занимались такие педагоги и методисты. Наиболее глубоко освещают вопросы данной темы публикации Ю.К.Бабанского, М.И.Скомороховой, В.А.Кулько, А.В.Усовой, А.А.Боброва, И.Я.Лернер и д.р. И.Я.Лернер, А.В.Усова и А.А.Бобров классифицировали общеучебные умения и навыки в зависимости от характера деятельности учащихся; П.И.Пидкасистый и П.П. Есипов разработали дидактические основы процесса формирования информационных умений школьников. Ю.К.Бабанский обосновал роль, место и задачи учебной книги, в процессе формирования информационных умений.
Большое разнообразие классификаций и работ по данной проблеме ещё раз доказывают актуальность выбранной темы автором дипломной работы.