pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Экскурсия в лес как средство экологического воспитания младших школьников


Если Вам нужна эта дипломная работа (ВКР, дипломный проект), но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, либо с высоким % антиплагиата, то  жмите "заказать  эту работу". Мы с Вами свяж


Содержание

 

 

Введение..................................................................................................... ….3

 

Глава I. Теоретическое  обоснование экологического

воспитания младших школьников................................................ ….6

1.1.          Возрастные особенности младших школьников

при  взаимодействии  с  окружающим  миром…………………………..6

1.2.          Сущность  экологического  воспитания…………………………….........7

1.3.          Проблемы  и  перспективы  экологического  воспитания………….......10

1. 4  Экологическое  воспитание  в  начальной  школе............................. ....12

1.5.  Экологическое  воспитание  у  младших  школьников

на  уроках  естествознания ………………………………………………..14

Выводы по I главе...................................................................................... …17

 

Глава II. Методика организации и проведения экскурсии в лес

по естествознанию в начальной школе ……………………………..19

2.1.  Значение  экскурсии в лес…………………………………………………19

2.2.     Требования к проведению экскурсии в лесу..................................... …20

2.3.    Подготовка учителя к экскурсии в лес............................................... …22 

2.4.  Подготовка учащихся к экскурсии в лес............................................ …24 

2.5.     Правила поведения в лесу  на экскурсии........................................... …25

2.6.     Организация наблюдений учащихся на экскурсиях в лес

в разные времена года……………………………………………………..26

2.6.1.        Экскурсия в природу осенью………………………………….26

2.6.2.        Экскурсия в природу зимой……………………………….......30

2.6.3.        Экскурсия в природу весной…………………………………..31

2.7.  Обработка материалов экскурсии…………………………………………32

Выводы по II главе..................................................................................... ....33

 

Глава III.  Диагностика и анализ результатов опытной работы................ …34

3.1. Вводная диагностика........................................................................... …34

3.2. Разработка и проведение опытной работы......................................... …37

3.3. Итоговая диагностика.......................................................................... …40

Выводы по III главе.................................................................................... …40

 

Заключение................................................................................................. …42

 

Литература.................................................................................................. …44

 

Приложение................................................................................................ …46


Введение

 

 

Создание нового отношения человека к природе – задача не только социально – экономическая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной проблемы является экологическое воспитание, начинать которое надо с раннего детского возраста, так как в это время приобретенные знания должны в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

В системе обучения и воспитания оно должно носить характер непрерывного и целенаправленного процесса, цель которого сделать каждого человека экологически грамотным.

 Вопрос экологического воспитания подрастающего поколения является далеко не маловажным и для нашего региона, так как в настоящее время Иркутская область представляет собой промышленно развитый регион. Экологическое образование и воспитание должны формировать целостную систему, охватывающую всю жизнь человека, ставя своей целью формирование сознания, мировоззрения, основанного на представлении о единстве с природой, одним из средств которой является экскурсия. Поэтому у учащихся необходимо формировать понятие о природе как системе, в которой все ее элементы взаимодействуют в круговороте веществ и энергии, постоянно совершаются процессы самовоспроизведения и тем самым поддерживаются нормальные биофизические и биохимические условия жизни на Земле. Важно, чтобы учащиеся осознали, что практическая деятельность человека, его воздействие на природу может протекать благополучно для человека на основе познания ее законов. В настоящее время делается упор на формирование эколого-этической позиции, опора на эмоции и чувства детей в процессе познания окружающего мира.

Действительно, уже является аксиомой положение о том, что человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной средой. Это взаимодействие становится все более актуальным по мере роста самостоятельности ребенка и расширение сфер его деятельности. Более того, его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношение с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап школьного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются.

Особая роль в решении данной проблемы отводится начальной школе, так как именно в ней закладываются основы экологического мировоззрения, формирование которого является главной задачей экологического воспитания. Экологическое воспитание формируется под руководством учителя начальных классов, который пользуется у младших школьников непререкаемым авторитетом, протекает более плодотворно.

В настоящее время существуют различные подходы к экологическому воспитанию младших школьников, разработаны учебно–методические комплексы. В них по-разному ставятся и решаются проблемы сочетания экологического воспитания, идет поиск и создание системы экологических знаний, включенных в единую систему образования.

Особое внимание к проблемам экологического воспитания для детей младшего школьного возраста можно объединить двумя основными причинами: необходимостью рассматривать экологическое воспитание как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода обучения и актуальностью формирования элементарной экологической культуры в наиболее благоприятный период взаимодействия ребенка с природой. Таким образом, взаимодействием может являться экскурсия в лес.

Тема дипломной работы «Экскурсия в лес как средство экологического воспитания младших школьников».

Цель дипломной работы – изучить возможность использовать экскурсию в лес как наиболее эффективное средство экологической воспитанности младших школьников.

Объект исследования: процесс экологического воспитания в начальной школе.

Предмет исследования: экскурсия в лес как средство экологического воспитания младших школьников.

Гипотеза: предполагаем, что экскурсия в лес является одним из наиболее эффективных средств экологического воспитания младших школьников.

Данная цель исследования определила постановку следующих задач:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме экологического воспитания младших школьников.
  2. Раскрыть теоретическое обоснование экологического воспитания, исходя из особенностей младшего школьного возраста
  3. Разработать, провести и проанализировать зимнюю экскурсию в лес.

В соответствии с поставленными задачами в исследованиях использовались следующие методы:

  1. Теоретические: теоретико-методологический анализ психолого-педагогической и методической литературы по изученной теме, изучение передового опыта учителей по экологическому воспитанию в начальной школе, моделирование.
  2. Эмпирические: анкетирование, анализ, синтез, сравнение, обобщение, беседа и наблюдение, математические методы обработки собранных материалов (подсчет данных опытной работы, оформление протоколов).

База исследования МОУ СОШ № 38, 2 «А» класс в количестве 24 человек. Сроки: ноябрь-декабрь 2003 года.

Структура работы:

Введение. Во введении раскрывается актуальность проблемы экологического воспитания, обосновывается выбор темы исследования, определяется объект и предмет, сформулированы цель, задачи, указаны методы, используемые при исследовании, прописана структура работы.

I глава. В I главе раскрывается теоретические основы формирования экологического воспитания в начальной школе, проблемы и перспективы, возрастные особенности младших школьников при взаимодействии с окружающим миром.

II глава. Во II главе раскрывается методика организации и проведения экскурсии в лес по естествознанию в начальной школе: значение экскурсий, требования к проведению, подготовка учителя и учащихся к экскурсии, правила поведения в лесу, организация наблюдения учащимися на экскурсии в разные времена года, обработка материалов наблюдения на экскурсии.

III глава. III глава посвящена анализу проведения опытной работы по теме исследования, описанию результатов входной и выходной диагностики.

Заключение. В заключении формируются общие выводы по результатам проведения экскурсии в лес по естествознанию в начальной школе как средство экологического воспитания младших школьников.

Литература.

Приложение.

Данная проблема в различных аспектах изучаются учеными и педагогами. Теоретические основы формирования ответственного отношения детей к природе определены в трудах отечественных педагогов С.Т. Шатского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, М.П. Щетинина.

Непосредственно формированию экологических знаний посвящены отдельные педагогические и психологические работы С.Д. Дерябо, Е.В. Дзятковского, А.Н. Захлебного, И.Ф. Зверева, А.А. Плешакова, В.А. Ясвина и др.


Возврат в Дипломные работы  Заказать эту работу