Изучение элементов теории вероятностей как способ развития логического мышления учащихся основной школы
Если Вам нужна эта дипломная работа (ВКР, дипломный проект), но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, либо с высоким % антиплагиата, то жмите "заказать эту работу". Мы с Вами свяж
Содержание
Введение ………………………………………………………………….. |
3 |
Глава 1. Психологические особенности мышления учащихся подросткового возраста ………………………………………………… |
5 |
1.1. Общее понятие о мышлении ………………………………………... |
5 |
1.2. Характеристика логического мышления. Основные формы логического мышления ………………………………………………… |
9 |
1.3.Возрастные особенности подростков ………………………………. |
11 |
Выводы по главе ………………………………………………………… |
18 |
Глава 2. Изучение элементов теории вероятностей в основной школе …………………………………………………………………….. |
20 |
2.1. Основные элементы теории вероятностей ……………………......... |
20 |
2.1.1.Аксиомы теории вероятностей ……………………………….......... |
20 |
2.1.2. Классический способ подсчета вероятностей …………………… |
21 |
2.1.3. Комбинаторика ………………………………………………… …. |
22 |
2.1.4. Независимость событий. Простейшие формулы ………………… |
24 |
2.2. О введении элементов теории вероятностей в содержание образования основной школы …………………………………………… |
25 |
2.3. Обзор учебников, содержащих элементы теории вероятностей …. |
28 |
2.4.Методические рекомендации к изучению элементов теории вероятностей ……………………………………………………………… |
30 |
2.5. Развитие логического мышления учащихся на уроках математики |
32 |
Выводы по главе………………………………………………………… |
36 |
Глава 3. Психолого-педагогическое исследование развития логического мышления ………………………………………………… |
37 |
3.1. Описание констатирующего этапа эксперимента…………………. |
37 |
3.2. Описание формирующего этапа эксперимента……………………. |
42 |
3.3.Сравнительный анализ результатов психолого-педагогического исследования развития логического мышления ……………………….. |
43 |
Выводы по главе ………………………………………………………… |
45 |
Заключение ………………………………………………………………. |
47 |
Список литературы ……………………………………………………... |
48 |
Приложения ……………………………………………………………… |
50 |
Введение
Изучение математики в школе направлено на достижение целей интеллектуального развития учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем.
Изучению теории вероятностей времени практически не выделяется в школе. В меньшинстве школ России практикуется преподавание этой темы. Хотелось бы выделить эти города и регионы: Москва, Санкт-Петербург, Калуга, Орел, Тула, Калининград, Архангельск, Волгоград, Хабаровск, Омск, Ярославль, Челябинск.
В связи с этим возникло противоречие между необходимостью развития логического мышления и недостаточной методической разработанности данной темы направленной на развитие логического мышления. Таким образом, проблему исследования мы видим в поиске новых методических решений работы с данной темой, ориентированных на развитие логического мышления.
Актуальность исследовательской проблемы послужило основанием для определения темы работы.
Перед нами стояла цель: показать, что изучение элементов теории вероятностей способствует развитию логического мышления.
Объектом исследования является развитие логического мышления учащихся основной школы.
Предметом исследования – элементы теории вероятностей как способ развития логического мышления.
В основу гипотезы легло положение о том, что уровень логического мышления будет выше, если его развивать не только на уроках математики, но и на факультативных занятиях при изучении таких тем как элементы теории вероятностей.
Согласно цели были поставлены следующие задачи:
- На основе анализа психолого-педагогической литературы уточнить сущность и возрастные характеристики развития логического мышления учащихся подросткового возраста.
- Провести анализ учебной литературы по теории вероятностей.
- Разработать курс занятий по предмету.
- Экспериментальным путем проверить влияние данной темы на развитие логического мышления.
- Провести оценку эффективности эксперимента.
В ходе работы были использованы следующие методы исследования:
анализ психолого-педагогической, учебной литературы, эксперимент, анализ результатов исследования.
Практическая значимость исследования заключается в использовании материалов разработанного курса по изучению элементов теории вероятностей в педагогической деятельности.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе мы рассмотрели основное понятие мышления, его виды, операции и формы. Кроме этого описали возрастные особенности учащихся данной возрастной категории и особенности развития логического мышления в данный период.
Вторая глава посвящена проблеме изучения элементов теории вероятностей в основной школе. Здесь рассмотрены основные элементы теории вероятностей, методические рекомендации к ее изучению. Так же нами были рассмотрены некоторые учебники, содержащие данную тему.
В третьей главе описан проводимый нами эксперимент. В ней описаны методики, которые мы использовали для выявления уровня логического мышления и диаграммах представлены их результаты.
В приложении представлен курс занятий по изучению элементов теории вероятностей и список школьных учебников, содержащих данную тему.