Развитие познавательной активности учащихся на уроках обобщения по физике
Если Вам нужна эта дипломная работа (ВКР, дипломный проект), но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, либо с высоким % антиплагиата, то жмите "заказать эту работу". Мы с Вами свяж
Содержание
|
стр. |
Введение……………………………………………………………….. Глава 1.Познавательная активность…………………………………. 1.1.Познавательная активность учащихся: психолого-педагогические основы………………………………………………… 1.2. Организационно-педагогический прием и условие развития познавательной активности личности в учебном процессе…………. .Глава 2 Обобщенные уроки по физике как средство активизации познавательной деятельности………………………………………… 2.1.Обобщающие уроки по физике как одна из форм современного урока……………………………………………………………………. 2.2.Определение обобщающих уроков физики……………………… 2.3.Приемы, методы и формы обобщенных знаний по физике…….. 2.4. Обобщение и систематизация знаний учащихся по физике…… 2.5. Исследование по влиянию уроков обобщения на развитие познавательной активности……………………………………………. Заключение…………………………………………………………….. Литература……………………………………………………………… |
3 8
8
18
27
27 30 34 38
40 42 43 |
Введение
С учётом объективных изменений происходящих в образовании, надо признать, что повышение познавательной активности школьников в процессе обучения, как одной из форм социальной активности, выдвигается сегодня на передний план.
Проблема познавательной активности, способы и методы активизации учебной деятельности – одна из вечных проблем педагогики. Обычно зачастую проблему познавательной деятельности рассматривают ради активности в учении, но при этом забывают о том, что активность в познании – это только одно из звеньев в цепи необъятного и не прекращающего процесса узнавания мира.
Развитие общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение знаний, умений и навыков, но и на развитие личности, её познавательных способностей. Без развития познавательной активности, умения самостоятельно пополнять свои знания, нельзя решить задачи по формированию нового человека.
Включение школьника в учебную деятельность открывает для педагога большие возможности для развития всех видов познания, в том числе и познавательной активности личности. Активность может изначально направляться и самим человеком, но чаще всего активность стимулируется другими людьми (педагогами, воспитателями, учителями и т.д.), которые специально различными методами и приёмами пытаются зажечь эту потребность к постоянному самообновлению, самообразованию и самопознанию. Различают два пути активизации – экстенсивный и интенсивный, но имеющие одинаковую цель, они предполагают разные пути её достижения.
На сегодняшний день актуальным является интенсивный путь, который обосновывается на субъектной, личностной позиции учащегося в учебной деятельности, что предполагает изменение структуры учебных программ и поиск интенсивных методов обучения. Поиск различных форм организации учебной деятельности, методов и приемов обучения, влияющих на развитие познавательной активности, является одной из основных задач учителя. Это обусловлено снижением интереса учащихся к учебе. Исходя из этого, тема нашего исследования звучит так: «Развитие познавательной активности учащихся на обобщающих уроках физики»
Формирование познавательной активности может идти через различные формы организации учебной работы. В своей работе мы покажем возможности обобщающих уроков, как одно из средств познавательной активности.
Объект исследования: познавательная активность учащихся и её развитие в процессе обучения.
Предмет исследования: организация обобщающих уроков по физике.
Цель исследования: Теоретически обосновать, разработать и апробировать наиболее эффективные условия развития познавательной активности через обобщающие уроки.
Достижение цели осуществлялось решением следующих задач:
- раскрыть сущность понятия познавательной активности и его психолого-педагогическую основу;
- рассмотреть уровни развития познавательной активности;
- выявить условия, способствующие развитию познавательной активности;
- разработать и апробировать обобщающие уроки по темам: «Электрические явления» и «Электромагнитные явления»;
- провести исследование по уровням сформированности познавательной активности.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы, проведение собственного исследования в период прохождения государственной педагогической практики, позволили нам сформулировать гипотезу нашего исследования: уроки обобщения и систематизации знаний по физике позитивно влияют на развитие познавательной активности учащихся.
В исследовании применялись следующие методы:
- анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, изучение школьной документации;
- целенаправленное наблюдение за учебной деятельностью учащихся
- анализ продуктов творческой деятельности учащихся.
Выпускная квалификационная работа содержит Введение, две главы, Заключение и Приложение.
Первая глава раскрывает суть понятия познавательной активности, а также пути ее развития.
Мы остановились на определении Шамовой Т.И. «Активность в учении не просто деятельностное состояние школьника, а качество этой деятельности, в которой проявляется личность ученика с его отношением к содержанию, характеру деятельности и стремлением мобилизовать свои нравственно-волевые усилия на достижение учебно-познавательной цели». Данное определение представляется нам наиболее полным, т.к. в нем отражены психологические аспекты познавательной активности.
Существуют различные классификации уровней познавательной активности. В своей работе мы рассмотрели классификацию Каратаевой Е.В., которые выделила следующие уровни интенсивности познавательной активности учащихся:
ü нулевая активность учащихся – учащийся пассивен;
ü относительная активность – активность учащегося проявляется в особых учебных ситуациях;
ü привычно-исполнительская активность – учащийся может работать самостоятельно;
ü творческая активность – учащийся готов включиться в нестандартную учебную ситуацию.
Такой подход является показателем не только в определении сформированности ученической активности, но своеобразным индикатором деятельности преподавателя. Поэтому, в силах учителя помочь ученику перейти с нулевого уровня на более высокий уровень познавательной активности.
Наибольшую результативность в развитии познавательной активности учащихся 8-х классов имеют обобщающие уроки, проведенные в нетрадиционной форме. Это подтверждается наблюдением за деятельностью учащихся на таких уроках. Наибольшую результативность в развитии познавательной активности учащихся 8-х классов имеют обобщающие уроки, проведенные в нетрадиционной форме. Это подтверждается проведенным исследованием.
Во второй главе раскрывается суть обобщающих уроков физики, как одной из форм современного урока. Однако обобщающий урок физики – это целостная система, состав и структура компонентов которой отличаются от всех других видов и типов уроков. Во-первых, целью обобщающего урока является обобщение знаний учащихся. На обобщающем уроке элементы знания определенной темы или раздела курса физики должны быть представлены в виде логически замкнутой, целостной системы. Отдельные элементы системы должны быть взаимно увязаны и структурированы.
Обобщение, систематизация физического знания одновременно способствует осознанию учащимися методологических знаний, пониманию логики процесса познания. В этом состоит вторая существенная особенность обобщающего урока.
Процесс познания в физике находит отражение в содержании учебного материала в самых разных формах (рассказ об истории того или иного открытия, борьбе идей и мнений, путях развития и становления физического знания и пр.), однако именно на обобщающем уроке логика процесса познания предъявляется учащимся в наиболее открытом виде.
Третьей существенной особенностью обобщающего урока физики, отличающей его от уроков повторения, является углубление приобретенных ранее знаний. При этом речь идет не о введении новых элементов знания (что в принципе возможно), а о понимании сущности, наиболее значимых характеристик и связей, отраженных через структуру знания.
Итак, современный урок физики – это такая форма организации процесса обучения, при которой компоненты системы урока (содержание учебного материала, методы обучения и формы организации учебного процесса) существуют в строгой взаимосвязи и определяются целью урока.
Во второй главе, также, рассматривается исследование, проведенное во время прохождения педагогической практики в Кимильтейской средней школе.
В Заключении подводятся итоги проделанной работы по теоретическому анализу понятий «познавательная активность учащихся» и «обобщающие уроки по физике»; рассматриваются уроки обобщения, проведенные в нетрадиционной форме, которые подтверждают выдвинутую нами гипотезу.
В Приложении представлены методические разработки уроков обобщения по физике в 8-м классе по темам: «Электрические явления», «Электромагнитные явления».