Самостоятельная познавательная деятельность на нетрадиционных уроках математики в 6 классе
Если Вам нужна эта дипломная работа (ВКР, дипломный проект), но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, либо с высоким % антиплагиата, то жмите "заказать эту работу". Мы с Вами свяж
Содержание
Введение………………………………………………………………..….3
Глава 1. Развитие самостоятельной познавательной деятельности в учебном процессе
1.1 Психолого – педагогическое обоснование сущности понятия «Самостоятельная познавательная деятельность»………………………..…...6
1.2 Исторический аспект развития самостоятельной деятельности в учебном процессе……………………………………………………………...…8
1.3 Самостоятельная познавательная деятельность школьника в обучении…………………………………………………………………………14.
1.4 Развитие самостоятельной познавательной деятельности в учебном процессе через нетрадиционные уроки по математике……………………….21
Глава 2. Нетрадиционные уроки
2.1 Нетрадиционные уроки как средство повышения познавательной деятельности учащихся…………………………………………………………24
2.2 Классификация нетрадиционных уроков ……………………………29
2.3 Методика подготовки и проведения нетрадиционных уроков…..…30
2.4 Возрастные особенности учащихся 6 класса……………………..…32
Глава 3. Разработки нетрадиционных уроков по развитию самостоятельной познавательной деятельности в 6 классе
3.1 Игра «Математическое ралли» ………………………………………37
3.2 Урок «Конкурс решения задач»………………………………………43
3.3 Урок «Герой мультика»……………………………………………….47
3.4 Урок «Лабораторная работа»…………………………………..…….50
3.5 Урок «Отгадай животное»………………………………………….…53
3.6 Урок «Великие математики»……………………………………….…57
Глава 4 Анкетирование
4.1 Сущность метода анкетирования……………………………………60
4.2 Композиция анкеты……………………………………………………62
4.3 Классификация вопросов анкеты……………………………………..65
4.4 Анкета для учащихся………………………………………………..…70
Заключение ……………………………………………………………..…75
Литература…………………………………………………………………77
Приложение
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено
усилиями своей мысли, а не памятью», Л. Н. Толстой
Введение
В общей системе учебно – воспитательного процесса самостоятельность учащихся столь значима, что без неё не могут быть достигнуты общественно – и личностно обусловленные цели обучения. Задача воспитания самостоятельности требует так организовать процесс обучения, чтобы целенаправленно приобщать учащихся к самостоятельному добыванию знаний и овладению умениями и навыками, развивать их познавательные силы, вырабатывать способность и потребность действовать самостоятельно. Самостоятельность реализуется в деятельности и благодаря практике становится привычной формой поведения.
Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая из них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.
Постоянно растущий объем информации во всех областях человеческой деятельности, более свободный доступ к ней , стремительное развитие телекоммуникационной технологии создают принципиально новые условия для сферы образования. Работа с информационными массивами, умение найти необходимую информацию, грамотно ее проанализировать и использовать в разнообразных целях познания – все это становится одним из основных видов самостоятельной познавательной деятельности учащихся в современных школах. Знания же добытые самостоятельно усваиваются крепче и лучше осознаются учащимися.
В процессе обучения ребенок должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач.
Мы решили изучить эту тему потому как твердо уверенны в том, что самостоятельно добытые знания по – настоящему прочные.
Практическая значимость нашей работы состоит в том, что разработанные занятия по развитию самостоятельной познавательной деятельности могут использовать учителя в 6 классах.
Характер нашей работы – теоретическо - практический
Цели нашей работы: рассмотреть, что такое самостоятельная познавательная деятельность и как она реализуется через нетрадиционные уроки, разработать и провести ряд нетрадиционных уроков с целью обучения учащихся самостоятельно овладевать знаниями.
Объект работы: самостоятельная познавательная деятельность
Предмет работы: нетрадиционные уроки как средство развития самостоятельной познавательной деятельности
Для достижения целей поставлены следующие задачи: 1) Изучить специальную литературу по педагогике и психологии по теме «Самостоятельная познавательная деятельность».
2) Изучить литературу о понятии, типах, структуре и формах проведения нетрадиционных уроков.
3) Рассмотреть возрастные особенности учащихся 6 классов и разработать несколько нетрадиционных уроков с учетом этих особенностей.
4) Апробировать систему нетрадиционных уроков по развитию самостоятельной познавательной деятельности.
5) Проанкетировать учащихся с той целью, чтобы узнать, сформирована ли у учащихся самостоятельная познавательная деятельность и с помощью каких приемов наиболее рационально её развивать.
Теоретическую основу первой главы составили работы Пидкасистого П.И. «Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении» и Вяткина Л. Г. В основе второй главы о нетрадиционных уроках лежат пособия для учителей Минскина Е. М. «От игры к знаниям» и Матюнина Б. Г. «Нетрадиционная педагогика». Описывая метод исследования – анкетирование, мы обратились к работам Андреевой Г. М. «Лекции по методике конкретных социальных исследований» и Кузьминой Н. В. «Методы исследования педагогической деятельности». Выявить возрастные особенности учащихся 6 класса нам помогли исследования в области психологии Немова Р.С., Абрамовой Г. С., Крутецкого А. К. Разработанные уроки могут применяться учителями для развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся.