Игровой метод на уроках физической культуры
Если Вам нужна эта дипломная работа (ВКР, дипломный проект), но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, либо с высоким % антиплагиата, то жмите "заказать эту работу". Мы с Вами свяж
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………3
Глава I. Применение игрового метода на уроках физической культуры в обзоре теоретических литературных источников…………………………………………8
1.1 Роль подвижных и спортивных игр в развитии школьников…………………8
1.2 Особенности игрового метода на уроках физической культуры……………16
Глава 2. Эффективность применения игрового метода на уроках физической культуры…………………………………………………………………………..22
2.1 Место спортивных игр в программе по физическому воспитанию………22
2.2 Констатация показателей физического развития учеников среднего школьного возраста (6 класс)……………………………………………………23
2.3 Исследовательская работа по выявлению эффективности применения игрового метода; его организация на уроках физической культуры………..24
заключение ……………………………………………………………………….37
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………….38
Введение
…Игра старше культуры, ибо культура предполагает наличие человеческого общества, а животные вовсе не ждали появления человека, чтобы он научил их играть.
Психология и физиология давно занимаются наблюдением, описанием и объяснением игры животных, детей и взрослых. Каковы же биологические функции игры? Это – выход избыточной жизненной силы, подчинение врожденного инстинкта подражания; потребность в отдыхе и разрядке; тренировка перед серьезным делом; упражнение в самообладании; стремление к главенству; компенсация вредных побуждений; восполнение монотонной деятельности; удовлетворение невыполнимых в реальной обстановке желаний.
Ни одно из приведенных выше объяснений не отвечает на вопрос: «Но в чем же, все-таки, «соль» игры? Почему младенец визжит от восторга? Почему же игрок, увлекаясь, забывает обо всем на свете? Почему публичное состязание повергает в неистовство тысячеголовую толпу? Интенсивность игры не объяснить никаким биологическим анализом. И все же, как раз в этой интенсивности, в этой способности приводить в исступление кроется сущность игры, ее исконное качество. Логический рассудок говорит нам, что Природа могла бы дать своим детям все эти полезные биологические функции разрядки избыточной энергии и пр. в форме чисто механических упражнений и реакций. Но нет, она дала нам игру, с ее напряжением, с ее радостью, с ее шуткой и забавой.
Роль подвижных и спортивных игр в развитии школьников.
Игра - относительно самостоятельная деятельность детей и взрослых. Она удовлетворяет потребность людей в отдыхе, развлечении, познании в развитии духовных и физических сил.
Социальное явление в истории общества в жизни человека. В истории общества игра постепенно выделялась в самостоятельный вид практики из общественно-трудовой и общественно-познавательной деятельности.
Развитие игр, построенных на движениях, обуславливалось потребностью людей прививать подрастающим поколениям жизненно важные умения и навыки. Применение игры в воспитательных целях всегда определялось и определяется образом жизни людей, отражает особенности их психического склада, системы воспитания, уровень культуры и достижения науки. В истории труд старше игры, но в жизни человека игра предшествует его трудовой деятельности.
Играя, ребенок развивается, у него формируются условные рефлексы, в тесной взаимосвязи первой и второй сигнальных систем, при постоянном воздействии организма с окружающей средой и при решающем влиянии воспитания как организованного педагогического процесса.
Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Для подвижной игры характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные её сюжетом. Эти действия частично ограничиваются правилами (общепринятыми, установленными руководителями или играющими) направленными на преодоление различных трудностей на пути к достижению поставленной цели. В педагогической практике используются коллективные и индивидуальные подвижные игры, а также игры, подводящие к спортивной деятельности.
Коллективные подвижные игры, в которых одновременно участвуют как небольшие группы учащихся, так и целые классы или спортивные секции, а в некоторых случаях и значительно большее количество играющих.
Индивидуальные (одиночные) подвижные игры обычно создаются и организуются детьми. В таких играх каждый может помечать свои планы, устанавливать интересные для себя планы, правила и условия, а по желанию и изменять их. По личному желанию избираются и пути для осуществления задуманных действий.
Игры, подводящие к спортивной деятельности - это систематически организуемые подвижные игры, требующие устойчивых условий поведения и способствующие успевшему овладению учащимися элементами спортивной техники и простейшим тактическим действиям в отдельных видах спорта.
Подвижные игры являются одним из вспомогательных средств занятием спортом.
Подобные игры используются так же учителями, ведущими внеклассную и внешкольную работу по физическому воспитанию и спорту с детьми и подростками для организации их досуга.
Основными задачами физического воспитания в школе является укрепление здоровья, содействие правильному развитию, обучение учащихся жизненно важным двигательным навыкам, воспитания физических, волевых и моральных качеств. Решению этих задач активно содействуют игры, выступая как средство и метод физического воспитания. Она является спутником детства, где человек открывает для себя вечно обновляющийся мир. Понять природу игры – значит, познать природу детства. Младший и средний школьный возраст - наиболее благоприятное время для включения подвижных игр в процесс воспитания. Играя, дети и подростки развиваются физически и умственно, закаляются в волевом отношении, лучше узнают друг друга. Этому способствуют те черты игровой деятельности, которые сближают её с трудом.
Применение игры в воспитательных целях всегда определялась и определяется жизнью людей, отражает особенности их психического склада, системы воспитания, уровень культуры и достижения науки. В истории труд старше игры, но в жизни человека игра предшествует его трудовой деятельности. Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений.
Для подвижной игры характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные ее сюжетом. Эти действия частично ограничиваются правилами. В педпрактике используются коллективные и индивидуальные подвижные игры, а также игры, подводящие к спортивной деятельности
Коллективные подвижные игры, в которых участвуют как небольшие группы, так и целые классы.
Индивидуальные подвижные игры обычно создаются и организуются детьми.
Игры, подводящие к спортивной деятельности – это систематически организуемые подвижные игры, способствующие успешному овладению учащимися элементам спортивной техники и простейшим тактическим действиям в отдельных видах спорта.
Подобные игры используются учителями, ведущими внеклассную и внешкольную работу по физическому воспитанию и спорту с детьми и подростками для организации их досуга.
При правильной организации занятий с учетом возрастных особенностей занимающихся, подвижные игры оказывают благоприятное воздействие на рост и развитие детей, а также повышают функциональную деятельность организма.
При занятиях подвижными играми необходимо следить, чтобы нагрузки были оптимальными. При систематических занятиях играми можно допускать интенсивные нагрузки. Однако недопустимо доводить детей до переутомления. Плохая организация игры ведет к появлению отрицательных эмоций, нарушает нормальное течение нервных процессов, у учащихся могут возникать стрессы. Особенно ценно, в оздоровительном отношении, проведение подвижных игр на свежем воздухе. Подвижные игры применяются в специальных лечебных целях при восстановлении здоровья больных детей.
Кроме того, игра оказывает большое воздействие на формирование личности. Правила и двигательное действие подвижной игры создают у играющих верное представление о поведении в реальной жизни, закрепляют в их сознании представление о существующих в обществе отношениях между людьми.
Подвижные игры, таким образом, могут положительно влиять на умственное развитие. В подвижных играх участникам приходится исполнять различные роли, что развивает организаторские навыки.
Подвижные игры способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости и гибкости. Учитель должен уметь правильно распределить роли, чтобы приучать учащихся к взаимодействию во время совместного выполнения игровых упражнений, к ответственности за свои поступки. Игре свойственны противодействия одного игрока другому, одной команды-другой, когда перед играющими возникают самые разнообразные задачи, требующие мгновенного разрешения. Для этого необходимо в кратчайший срок оценить окружающую обстановку, выбрать наиболее правильное действие и выполнить его. Так подвижные игры способствуют самопознанию.
Подвижная игра должна обеспечиваться соответствующим инвентарем. Инвентарь должен быть ярким, заметным в игре, что особенно важно для младших школьников.
Актуальность – теоретический анализ, проведенный в 1-й главе, позволяет определить подвижные и спортивные игры как одно из основных видов деятельности школьников по оздоровлению, воспитанию и образованию. Однако, на практике мы видим, что игровая деятельность детей на уроках физической культуры уделяется недостаточно много времени.
Цель – определить перспективу применения игрового метода, для всестороннего развития школьников.
Объектом нашей работы является процесс организации уроков физической культуры в школе.
Предметом – применение игрового метода на уроках физической культуры с детьми среднего школьного возраста.
Гипотезой работы послужило предположение о недостатке времени, уделяемого играм.
Для проверки гипотезы и достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по данной теме;
2. Выделить особенности игрового метода на уроках физической культуры;
3. Определить эффективность применения игрового метода на уроках физической культуры.