Формирование направленности на ЗОЖ младших школьников в системе работы учителя физической культуры
Если Вам нужна эта дипломная работа (ВКР, дипломный проект), но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, либо с высоким % антиплагиата, то жмите "заказать эту работу". Мы с Вами свяж
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы формирования направленности на ЗОЖ младших школьников……………………………………6
1.1. Сущность понятий: «Здоровье», «Педагогическая валеология»,
«ЗОЖ»............................................................................................................. 6
1.2. Характеристика анатомо-физиологических особенностей детей
младшего школьного возраста........................................................................ 9 1.3. Особенности взаимодействия учителя физической культуры в системе: учитель физической культуры, воспитатели, родители в условиях реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями………………20
Выводы…………………………………………………………………………...22
Глава II. Практика формирования направленности на ЗОЖ младших школьников в работе учителя физической культуры……………………25
2.1. Особенности работы реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями……………………………………………………………25
2.2. Анализ исходного состояния направленности на ЗОЖ у младших школьников реабилитационного центра………………………………………………30
2.3. Организация системы работы учителя физической культуры по формированию направленности на ЗОЖ и анализ ее результатов в условиях реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями…………33
Выводы…………………………………………………………………………...37
Заключение……………………………………………………………………...39
Литература………………………………………………………………………42
Приложение……………………………………………………………………..45
Введение
Актуальность избранной темы связана с проблемой здоровья.
Проблема здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой – воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. Ведущими задачами школы в настоящее время являются: развитие интеллекта, формирование нравственных чувств, забота о здоровье детей. Школа в своей деятельности исходит из необходимости творческого развития личности, содействует становлению, развитию интеллектуальных, психофизических способностей, социальному самоопределению. Все это возможно только при наличии здоровьетворящей среды в образовательном учреждении, психологического комфорта учащегося и учителя, системно организационной воспитательной работы.
В свою очередь, здоровьетворящая среда обеспечивается наличием условий сохранения и укрепления здоровья школьников, с одной стороны, и целенаправленным формированием культуры здоровья всех участников образовательного процесса – с другой. Центральное место в культуре здоровья занимают ценностно-мотивационные установки, а также знания, умения, навыки (ЗУН) сохранения и укрепления здоровья, организации ЗОЖ.
В настоящее время в практику работы школы широко внедряются различные образовательные и оздоровительные программы, способствующие формированию валеологической грамотности, организации ЗОЖ, укреплению здоровья учащихся в сфере, как общеобразовательной учебной деятельности, так и физической культуры и воспитательной работы, ориентированный на ЗОЖ.
Однако до сих пор не разрешено имеющееся в науке и практике противоречие между насущной потребностью в формировании и обучении здоровому образу жизни учащихся и отсутствием целостной теории и технологии ЗОЖ. Данное противоречие обусловлено в первую очередь отсутствием единого понимания здоровья человека, рассмотрением его в целостности и нет методических рекомендаций для учителей физической культуры, как работать в системе по формированию направленности на ЗОЖ в школе, а тем более в реабилитационном центре для детей с ограниченными возможностями.
Необходимо отметить степень изученности данной проблемы.
Новый методологический подход к определению сущности понятия здоровья и принципов ЗОЖ впервые был рассмотрен в монографии А.Г. Щедриной и получил дальнейшее развитие в работах Л.Г. Апансенко, Р.И. Айзмана, Э.М. Казина, В.П. Казначеева.
Объект: формирование направленности на ЗОЖ у младших школьников.
Предмет: система работы учителя физической культуры по формированию направленности на ЗОЖ у младших школьников.
Цель работы: выделить особенности взаимодействия учителя физической культуры и учащихся, воспитателей, родителей по формированию направленности на ЗОЖ у младших школьников в реабилитационном центре для детей с ограниченными возможностями.
Цель работы определяет следующие задачи:
- Выявить сущность понятий: «Здоровье», «Педагогическая валеология», «Здоровый образ жизни»;
- Разработать систему работы по ЗОЖ в реабилитационном центре детей младшего школьного возраста.
- Апробировать на практике систему работы и дать анализ ее результатов.
Цели и задачи, выделенные нами, определили структуру работы. Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованной литературы, а так же приложения, включающего в себя разработки уроков: внеклассных занятий, направленных на приобщение детей младшего школьного возраста к ЗОЖ.
Методы исследования:
- теоретический (анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме);
- эмперический (педагогическое наблюдение, ознакомление с системой учебно-воспитательной работы учителя физической культуры, воспитателей, родителей реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями);
- анкетирование по направленности на ЗОЖ детей младшего школьного возраста.
Практическую значимость нашей работы мы видим в апробировании системы взаимодействия учителей физической культуры и учащихся, воспитателей, родителей по формированию направленности на ЗОЖ младших школьников в условиях реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями.