Организация логоритмических занятий для детей младшего школьного возраста коррекционной школы VIII вида-
Если Вам нужна эта дипломная работа (ВКР, дипломный проект), но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, либо с высоким % антиплагиата, то жмите "заказать эту работу". Мы с Вами свяж
содержание
введение 3
1. сущность логопедической ритмики 7
1.1.Сущность, основные задачи и средства логопедической ритмики 7
1.2. Особенности и основные звенья логопедической ритмики 9
2 логоритмические упражнения для речевого развития умственно отсталых детей 21
2.1. Особенности речевого развития умственно отсталых детей 21
2.2. Организация и задачи коррекционно-развивающего обучения 28
2.3. Влияние логоритмических упражнений на развитие речи умственно отсталых детей 33
3. процесс развития речи умственно отсталых учеников на логоритмических занятиях 37
3.1. Констатирующий этап 37
3.2. Формирующий этап 43
3.3. Контрольный этап 52
заключение 59
литература 62
Приложение 1 Программа поэтапной коррекционной логоритмической работы с детьми-олигофренами экспериментальной группы II класса специальной (коррекционной) школы VIII вида № 23 г.Рязани
Приложение 2. Примеры логоритмических занятий
введение
В последнее время особую тревогу вызывает рост количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Все беды современного мира - экономические катаклизмы, неудовлетворительное качество природной среды, вооружённые конфликты, экономические кризисы - своей разрушительной силой направлены, в первую очередь, на детей, как наименее защищённую часть населения. Поэтому, одной из главных проблем, определяющей завтрашний день нашего образования, является проблема здоровья детей, молодёжи, нации в целом.
Ранняя диагностика и комплексная медико-психолого-педагогическая коррекция в значительной степени способствуют дальнейшему обучению таких детей, развитию их как личности и достижению наилучшей социальной адаптации. Современный этап развития специальной педагогики характеризуется не только усилением внимания проблеме совершенствования системы обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта, но и способствует дальнейшей разработке новых аспектов теоретических положений по данной проблематике. Всё это требует квалифицированной подготовки учителей.
Дети с ограниченными возможностями здоровья редко имеют полноценную речь. Прежде всего, обнаруживается, как этого и следовало ожидать, что словарный запас учащихся младших классов вспомогательной школы значительно меньше, чем словарь их здоровых сверстников. Разница между пассивным и активным словарем, существующая и в норме, у олигофренов особенно велика. Их активный словарь особенно скуден. Например, дети-олигофрены очень мало пользуются именами прилагательными, которые характеризуют качественные признаки предметов.
При работе с умственно отсталыми детьми педагог становится посредником между ребёнком и создаваемой системой взаимодействия с окружающим миром. Правильное обучение и воспитание ребёнка требует от педагога высокого профессионального мастерства. Для специалиста важно знать и всегда помнить - для кого и для чего он готовит ребёнка.
Исходя из вышеизложенного, тема, посвященная развитию детей с отклонениями в умственном развитии является очень актуальной.
Вопросам соотношения мышления, языка и речи посвящено много чрезвычайно интересных монографий Л.С. Выготского, А.Г. Спиркина. Интересные обзоры обширной литературы по развитию речи детей содержатся в книгах Б.Л. Рубинштейна и Д.Б. Эльконина . Недостатки речи умственно отсталых школьников изучены очень основательно также такими психологами, как А.Р. Лурия, М.Ф. Гнездилов, Г.М. Дульнев, М.П. Кононова, В.Г. Петрова. Большое значение речевых дефектов для общего психического недоразвития детей показано в особой главе книги В.Г. Петровой «Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы». В этой главе приводится подробнейшая сводка исследований самых различных показателей речевого развития.
Важным направлением развития речи детей, в том числе и детей с нарушением интеллекта, является проведение с ними логоритмической работы. О значении логопедической ритмики для коррекции речи детей писали В.А. Гринер, Н.С. Самойленко, Н.А. Власова, Д.С. Озерцовский, Ю.А.Флоренская. Они подчеркивали общепедагогическое влияние ритма на различные отклонения в психофизической сфере человека, а также то, что логопедическая ритмика воздействует на физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое воспитание человека.
Коррекционные логоритмические упражнения должны развивать функциональные системы умственно-отсталого ребенка – дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, слуховое восприятие, слуховую и зрительную память, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала и т.д., т.е. развивать речевую функциональную систему через неречевые психические процессы.
Цель дипломной работы – создание системы логоритмической работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида, необходимой для эффективной коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями интеллекта.
Объект исследования - учебный процесс II класса «А» специальной (коррекционной) школы VIII вида г.Рязани.
Предмет исследования - процесс логоритмических упражнений, влияющий на речевое развитие детей с нарушением интеллекта.
Гипотеза - речевое развитие детей с нарушением интеллекта при организации коррекционно-воспитательного процесса будет обеспечено, если:
- целенаправленно и систематично использовать логоритмические упражнения;
- учитывать качественное своеобразие их интеллектуального речевого развития.
Задачи исследования:
- раскрыть общие подходы к развитию речи детей с проблемами в интеллектуальном развитии;
- раскрыть содержание логопедической ритмики как составной части коррекционно-развивающего обучения (КРО) таких детей;
- путем практического эксперимента показать, что логоритмические занятия способствуют повышению уровня речевого развития детей с нарушением интеллекта.
Практическая значимость работы – применение данного материала в своей деятельности для других педагогов, а также студентов педагогических ВУЗов.
Методы исследования: тестовые задания с бально-уровневой системой оценки.
База проведения исследования: специальная (коррекционная) школа VIII вида № 23 г.Рязани, экспериментальная группа из 10 человек II класса «А».
Сроки проведения исследования:
- констатирующий этап – с 5 по 30 сентября 2005 г.
- формирующий этап – с 1 октября по 30 апреля 2005 г.
- контрольный этап – с 5 по 15 мая 2006 г.
В дипломной работе выделяется 3 главы, каждая из которых соответствует одной из перечисленных задач: последовательность глав соответствует последовательности постановки вышеперечисленных задач.
В первой главе приводится содержания логопедической ритмики как одного из направлений КРО. В ней описываются понятие, задачи, средства, особенности и основные звенья логопедической ритмики.
Вторая глава посвящена речевому развитию умственно отсталых детей. В ней приводится характеристика речи детей с нарушением интеллекта, описывается организация и задачи их КРО, а также влияние логоритмических упражнений на развитие речи умственно отсталых детей.
Третья глава работы содержит практический анализ влияния логоритмических занятий с детьми на примере специальной (коррекционной) школы VIII вида на их речевое развитие. В ней приводятся констатирующий, формирующий и контрольные этапы программы эксперимента по оценке такого влияния.
В заключении обобщаются выводы по проделанной работе.
Затем следует список использованной при написании работы литературных источников. В нем приводятся труды Волковой Г.А., Волковой Л.С., Выготского А.С., Гринера В.А. и др., посвященные исследуемой тематике.
Работа включает в себя также приложения, содержащие программу логоритмических занятий с данными школьниками на 2005-2006 учебный год, а также несколько примеров таких занятий.