Религиозная реформа Аменхотепа IV (Эхнатона). Культ единого Бога Солнца
Если Вам нужна эта курсовая, но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, жмите "заказать эту работу". Естественный и технический антиплагиат по выбору. Мы с Вами свяжемся и обсудим у
Оглавление
Введение 5
Глава 1. Теоретические основы религиозной реформы Аменхотепа IV 8
1.1 Социально-экономические причины реформы Аменхотепа IV 8
1.2 Идеологические и культурологические причины реформ Эхнатона 11
Глава 2. Анализ проведения реформы Аменхотепа IV и причины ее неудач 13
2.1 Проведение реформы Аменхотепа IV 13
2.2 Причины неудач реформ Эхнатона 20
Заключение 22
Список использованной литературы 25
Введение
В конце XV и начале XIV веков до нашей эры при фараоне Аменхотепе III Египет достиг своего наивысшего расцвета, и волна творческой активности в материальном мире сменилась волной активности духовной. Воплощением и выразителем этой духовной волны стал фараон Аменхотеп IV, позже принявший имя Эхнатон, который попытался переломить процесс духовного падения Египта. Актуальность реформ Эхнатона в том, что современное общество постепенно возвращается к православию.
В наше время исследователи проявляют все больший интерес к изучению истоков современных религий: буддизма, христианства, ислама. Эти религии считаются наиболее развитыми. Христианство и ислам относят к монотеистическим религиям. Исследователи задаются вопросом об истоках монотеизма. Так, в качестве источника христианства и ислама выступает иудаизм – религия древних евреев.
Уже за полторы тысячи лет до Рождества Христова древние евреи стали поклоняться единому Богу. Откуда у народа, стоявшего еще на стадии разложения родового строя, занимавшегося кочевым скотоводством и меновой торговлей вдруг появились развитые монотеистические идеи? Возникает вопрос о заимствовании этих идей. Некогда евреи жили в Египте и, вероятно, там познакомились с культом Единого Бога Солнца, который распространился в результате реформы Аменхотепа IV. Таким образом, мы в данной работе будем изучать актуальную проблему амарнской религиозной реформы
В связи с актуальностью проблемы, выбрана тема исследования: «Религиозная реформа Аменхотепа IV (Эхнатона). Культ единого Бога Солнца».
Религиозная реформа Эхнатона подробно исследована историками, религиоведами, философами. Они рассматривали ее с различных точек зрения. Пытались вскрыть социальные, мировоззренческие, культурно-исторические и философские формы реформы. Мы же сделаем попытку рассмотреть ее причины в комплексе. В этом новизна данного исследования.
Объект исследования – реформа Аменхотепа IV.
Предмет исследования:
1. рассмотреть социально-экономические причины реформ Эхнатона;
2. рассмотреть идеологические и культурологические причины реформ Эхнатона;
3. раскрыть причины неудач и свертывания реформ Эхнатона Тутанхамоном.
Территориальные рамки исследования: Египет, Древний Египет.
Хронологические рамки: конец XV - начало XIV вв до н.э.. время правление Эхнатона и Тутанхамона.
Исследование реформ Аменхотепа IV довольно широко представлены в отечественной литературе.
В исследовании Галанова Н.В. [1, с.44-66] много внимания уделяется причинам реформ Эхнатона и причинам неудач проведенных преобразования.
Исследование Коростовцева М.А. [5, с.133] подчеркивает значимость реформ Аменхотепа IV в развитии религий мира.
Рыжов К.К. [13, с.44] подчеркивает важность реформ Аменхотепа IV как попытку сохранения духовности в Древнем Египте.
Гипотезой курсовой работы: причиной провала реформ Эхнатона, несоответствие между внешней и внутренней политикой Царства.
Цель исследования – охарактеризовать реформу Аменхотепа IV.
Свою цель мы будем достигать через решение следующие задач:
- рассмотреть социально-экономические причины реформ Эхнатона;
- рассмотреть идеологические и культурологические причины реформ Эхнатона;
- раскрыть причины неудач и свертывания реформ Эхнатона Тутанхамоном.
Методы исследования:
1. исторический
2. метод системного анализа;
3. метод философского обобщения;
4. метод сравнительного анализа.
Данная курсовой работа имеет следующую структуру: введение, основная часть, состоящая из двух глав, заключение и список литературы.
Положения, выносимые на защиту:
1. Существуют четыре точки зрения на ее истоки. Согласно первой из них, наиболее рационально объясняющей причины преобразований, реформа Эхнатона стала результатом борьбы военной и жреческой знати. Другие исследователи высказывают предположения, что реформа была необходима для создания общей синкретической религии для обширной Египетской державы. Политической причиной этого переворота была борьба фараона с фиванским жречеством, начавшаяся при Аменхотепе III.
2. Итоги реформы Эхнатона:
1) культ Атона был выражением подлинного монотеизма, обожествлялась же конкретная, животворящая сила природы - солнце;
2) солнце было не только богом, но и прообразом фараона;
3) фараон был сыном и подобием Атона. Здесь налицо идеи, сопутствующие и гелиопольскому культу бога Ра:
а) Pa - бог солнца (как и Атон);
б) Pa - создатель мира и всего сущего;
в) Pa - прообраз фараона;
г) фараон - сын и подобие Ра.
3. Основной причиной провала реформ Эхнатона, несоответствие между внешней и внутренней политикой Царства.