pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Особенности развития внимания младших школьников в процессе обучения


Если Вам нужна эта курсовая, но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, жмите "заказать  эту работу". Естественный и технический антиплагиат по выбору.  Мы с Вами свяжемся и обсудим у


Оглавление

Введение. 5

1 Теоретические основы особенностей внимания младших школьников в процессе обучения. 8

1.1    Основы понятия «внимание»  в психолого-педагогической литературе  …………………………………………………………………………….8

1.2 Возрастные особенности внимания у детей младшего школьного возраста  13

1.3 Психологические средства развития внимания у детей младшего школьного возраста  17

2.  Опытно-экспериментальная работа по изучению основных свойств внимания у детей младшего школьного возраста в процессе обучению.. 23

2.1. Основы опытно – экспериментальной работы.. 23

2.2. Программа развития внимания младших школьников в процессе обучения  30

2.3 Анализ результатов исследования. 36

Заключение. 41

Список используемых источников и литературы.. 44

Приложение. 47


Введение

 

Актуальность. Внимание - это уникальное свойство человеческой психики. Оно не реализуется самостоятельно - без процессов мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только выполняя конкретную работу. Поэтому вниманием называют - такую избирательную направленность сознания на выполнение определенной работы. Существует множество форм проявления внимания,  оно может быть направлено на работу органов чувств (зрительное, слуховое и т.п. внимание ), непосредственно на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность.

   Проблемами изучения  внимания занимались такие отечественные   ученые  как Ухтомский А.А., Бродбент Д.Е., Павлов И.П., Ланге Н.Н.,  Узнадзе  Д.Н.,  они выдвигали различные теории  внимания, но несмотря на большое  количество исследований,  проблема  внимания  не  стала  менее  значимой и более изученной.   По настоящее время  продолжаются споры о  природе и механизмах  внимания.  Единственное сходство всех исследований - это   индивидуальность внимания.

Актуальность темы заключается в том, что жалобы на недостаток внимания и усидчивости у школьников составляет 90% всех жалоб со стороны родителей и учителей. Проблемой нарушения внимания школьные педагоги занимаются больше всего, возможно, потому, что симптомы нарушения внимания самые очевидные, а также потому, что существует большое количество методик для диагностики и, самое главное, коррекции подобных нарушений.

Сосредоточенность внимания учащихся – одна из составляющих успешного усвоения учебного материала.

В связи с актуальностью нами сформулирована тема исследования: «Особенности внимания младших школьников в процессе обучения».

Объект исследования: внимание как психологический процесс.

Предмет исследования: внимание младших школьников.

Гипотеза исследования: дети младшего школьного возраста характеризуются разным  уровнем развития произвольного внимания. Эффективным средством развития внимания является специальная система занятий с использованием развивающих игр и упражнений, направленных на активизацию познавательных интересов, волевых качеств, саморегуляцию в процессе обучения.

Проблема исследования: каковы особенности внимания в  младшем школьном возрасте в процессе обучения?

Цель исследования: рассмотреть способы организации и развития внимания в процессе обучения.

   В соответствии с целью, объектом, предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:

  1. Провести анализ литературных источников по исследуемой проблеме с целью выявления теоретических основ исследования.
  2. Раскрыть сущность понятия: «внимание».
  3. Определить возрастные  особенности внимания  младших школьников.
  4. Экспериментально изучить особенности внимания младших школьников.

Исследовательской базой МОУ СОШ №31

Методы исследования: наблюдение, объяснение, анкетирование,  педагогический эксперимент.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем обоснованы возрастные особенности развития внимания.

При написании работы использовались труды по педагогике и психологии, такие как Страхов И.В. « Воспитание внимания у школьников», Гоноболин Ф.Н. « Внимание и его воспитание»; статьи из журнала «Преподавание истории в школе», материалы с сайта фестиваля педагогических идей «1 Сентября». На основе данных работ был сделан анализ вариантов развития внимания школьников и на основе полученных результатов практическое задание с учетом вариантов развития внимания на уроках истории в 5 классе.

Практическая значимость исследования заключается в том, что повышение внимания было достигнуто путем внедрения разработанных методик.


Возврат в Курсовые  Заказать эту работу