pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Работа социального педагога с неблагополучными семьями


Если Вам нужна эта курсовая, но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, жмите "заказать  эту работу". Естественный и технический антиплагиат по выбору.  Мы с Вами свяжемся и обсудим у


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ.. 9

1.1    Роль семьи в процессе социализации ребенка. 9

1.2    Виды неблагополучных семей в современном обществе. 18

1.3    Социально-педагогическая помощь детям из неблагополучных семей……. 30

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА.. 45

ПО ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ.. 45

ПОМОЩИ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМ СЕМЬЯМ.. 45

2.1 Диагностика социально-педагогических проблем. 45

в неблагополучных семьях. 45

2.2 Работа социального педагога с неблагополучной семьей. 53

в условиях образовательного учреждения. 53

2.3 Анализ полученных результатов. 59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 74

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 76

ПРИЛОЖЕНИЕ. 80


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Существенные изменения социально-политических, экономических условий жизни нашего общества, развитие рыночных отношений оказали влияние на преобразование современной семьи. Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.

В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи добро и зло, все, чем характерна его семья. Становясь взрослыми, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье их родителей. И если ребенку не была дана любовь, он не получил опыт нравственности, нормы поведения, то это все он не сможет создать в собственной семье.

Семья является неотъемлемой составляющей социально-педагогической деятельности, поскольку успешное развитие и социализация ребенка во многом определяется семейной ситуацией.

Наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку оно дает ребенку всю гамму чувств, широчайший круг представлений о жизни.

О необходимости придания семейному воспитанию целенаправленности, научной обоснованности, о важности сочетания знания и опыта говорили классики отечественной педагогики. Теория семейного воспитания, как самостоятельная область педагогических знаний, занимала видное место в трудах К. Д. Ушинского, Н. В. Шелгунова, П. Ф. Лесгафта, П. Ф. Каптерева, М. И. Демкова и др. Они подчеркивали необходимость изучения семьи как естественной жизненной среды для ребенка, микрокосма того общества, которое ее создало. Семейное воспитание рассматривается или как первейшая обязанность родителей или понимается как всесторонне развитие самодеятельной творческой личности.

В целом сегодня семья переживает тяжелый кризис. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителей к детям, разрушен психологический микросоциум семьи. В новых кризисных условиях семья не готова взять полную ответственность за воспитание своих детей, так как изменившиеся экономические условия заставляют родителей большей частью искать источники существования, а не заниматься воспитанием детей в семье. В этой ситуации неустойчивые семьи стали еще более нестабильными и деградируют.

Вторая половина прошлого столетия вошла в историю педагогики и психологии началом экспериментального изучения семьи. За эти годы выполнено много диссертационных работ, написано много монографий, сборников научных трудов, в которых содержится характеристика современной семьи (Е. П. Арнаутова, А. Я. Варга, Т. А. Маркова и др.). Значительная часть экспериментальных работ направлена на исследование каких-либо конкретных, но важных для теории вопросов семейного воспитания. Работы современных ученых посвящены проблеме психологии семьи, тактике семейного воспитания (С. В.Ковалев, А. В.Петровский, А. С. Спиваковская и др.).

Представляют ценность дневниковые записи матерей, в которых отражаются особенности семейного воспитания и его влияние на формирование личности ребенка (Е. И. Конради, В. К. Махова и др.). С научной точки зрения ценны дневниковые книги, созданные профессиональными педагогами, психологами, как, например, «Близнецы» В. С. Мухиной, «Дневник матери» Н. А. Менчинской и др.

Пристальный интерес к семье объясняется и рядом других обстоятельств: ухудшение демографической ситуации в стране; усложнением воспитательных задач и ростом числа детей с отклоняющимся поведением; усложнением психологического, эмоционального, духовного мира современного человека, ростом его потребностей, которые также во много формируются в семье.

О необходимости оказания семье педагогической помощи говорится в ряде работ (Е. П. Арнаутова, Л. В. Загик, О. Л. Зверева, Т. А. Маркова и др.), в которых подчеркивается важность учета особенностей условий семейного воспитания, направленности этой помощи на формирование у родителей педагогических знаний и умения последние эффективно использовать. В ходе развития общества процесс воспитания детей становится все более длительным и сложным. Это обусловлено действием многих факторов, главными из которых являются усложнение самой общественной жизни и удлинение периода детства. Семья в своей воспитательной деятельности стала все более нуждаться в помощи, как со стороны общества, так и со стороны педагогов.

Социальному педагогу приходится сталкиваться с различными типами семей. Но первоочередная задача социального педагога в работе с семьей, это разрешение кризисных ситуаций, которые чаще всего встречаются в семьях, в которых не обеспечиваются условия для развития каждого члена семьи. Такая семья носит название «неблагополучная». Огромное количество подобных семей приводит к тому, что современная семья утрачивает свои основные функции.

Общественное  мнение,   средства  массовой  информации  и  многие отечественные исследователи склонны считать невыполнение функций семьи, постоянно растущее количество неблагополучных семей одними из самых острых проблем современной России.

В числе причин семей риска помимо экономических, следует выделить и недостатки педагогических знаний у родителей, их неспособность жить и воспитывать детей.

Категория неблагополучных семей нуждается в высокопрофессиональной деятельности многих специалистов: психологов, наркологов, юристов. Однако социальному педагогу отводится основная роль, так как именно он может оказывать помощь людям различных групп населения.

В связи с актуальностью нами определена тема исследования: «Работа социального педагога с неблагополучной семьей».

Проблема исследования: каковы наиболее эффективные формы работы социального педагога с неблагополучными семьями в образовательном учреждении?

Цель исследования: выявить  на основе опытно-экспериментального исследования эффективные формы работы педагога с неблагополучными семьями в образовательном учреждении.

Объект исследования: процесс оказания социально-педагогической помощи неблагополучным семьям социальным педагогом  в образовательном учреждении.

Предмет исследования: формы работы социального педагога с неблагополучными семьями в образовательном учреждении.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу оказания социально-педагогической помощи неблагополучным  семьям в образовательном учреждении.

2. Раскрыть специфику, направления и формы социально-педагогической деятельности с неблагополучной семьей.

3. Разработать и апробировать программу социально-педагогической помощи неблагополучным семьям.

4. По результатам исследования составить методические рекомендации по оказанию социально-педагогической помощи неблагополучным  семьям.

Гипотеза исследования: Социально-педагогическая помощь неблагополучным семья социальным педагогом в образовательном учреждении будет эффективной при осуществлении комплекса мероприятий направленным на:

- раннее выявление и постановка на учет ребенка из неблагополучной семьи;

- определение причин неблагополучия семьи;

- осуществление информационной помощи семье;

- организацию профилактики нарушений воспитания в семьях «группы риска».

Опытно-экспериментальная база исследования: МОУ СОШ № 17 г. Орска. Социальный педагог – Бакайкина Ирина Валерьевна.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент, анализ и синтез результатов исследования. 

Методологическая основа исследования. В нашем исследовании мы изучили следующие концепции и теории: семью как фактор развития и воспитания детей (Ю. В. Васильковой, М. А. Галагузовой, В. Н. Гурова, Т. В. Лодкиной и др); процесс оказания помощи неблагополучной семье (Л. Д. Барановой, Т. Н. Поддубной, М. М. Плоткина, М. Ю. Стожаровой, П. А. Шептенко, Т. И. Шульга, В. М. Целуйко и др); типы неблагополучной семьи (Т. И. Шульга, В. М. Целуйко и др).

Научная новизна исследования заключается в том, что обогащены имеющиеся теоретические представления социальной педагогики о специфики оказания социально-педагогической помощи неблагополучным семьям социальным педагогом в образовательном учреждении.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана и апробирована  программа оказания социально-педагогической помощи неблагополучным семьям. Составлены методические рекомендации по оказанию помощи неблагополучным семьям в образовательном учреждении, которые могут быть использованы другими социальными педагогами. 


Возврат в Курсовые  Заказать эту работу