pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Воспитание познавательной самостоятельности младшего школьника средствами проектной деятельности


Если Вам нужна эта курсовая, но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, жмите "заказать  эту работу". Естественный и технический антиплагиат по выбору.  Мы с Вами свяжемся и обсудим у


Содержание

 

Введение. 3

1.   Теоретические основы воспитания познавательной самостоятельности младшего школьника средствами проектной деятельности. 7

1.1 Определение понятия «познавательная самостоятельность» отечественными педагогами и психологами. 7

1.2 Особенности использования проектной деятельности в образовательном процессе  16

1.3 Проектная деятельность детей младшего школьного возраста. 20

2.   Опытно-экспериментальная работа по воспитанию познавательной самостоятельности младших школьников средствами проектной деятельности. 25

2.1 Диагностика уровня познавательной самостоятельности. 25

2.2 Формирование познавательной самостоятельности при реализации комплексного творческого проекта «Незнайка и его друзья». 31

2.3 Анализ результатов исследования. 34

Заключение. 39

Список использованной литературы.. 41


Введение

Достаточно продолжительное время в системе образования преобладала авторитарная педагогика, рассчитанная на "среднего" ученика и готовящая из него послушного участника производства. В этой ситуации личностные качества учащегося не всегда учитывались в должной мере и в недостаточной степени развивались.

Происходящие перемены в обществе обусловили необходимость перемен в системе образования. В соответствии с изменившимися социальными заказами общества в значительной мере изменились и ориентиры в системе образования. Естественным образом повысился интерес к образованию, центральным звеном которого является личностно-ориентированное обучение и развитие самостоятельной творческой личности.

В связи с этим возникла настоятельная необходимость перехода от понимания сущности образования лишь как способа научения к рассмотрению его как средства разностороннего развития личности.

В связи с этим одной из основных задач, остро стоящих перед школой в современных условиях является непрерывное повышение уровня познавательной самостоятельности учащихся при этом наиболее актуальным становится успешное решение этой проблемы уже на начальном этапе обучения школьника, поскольку именно там закладываются его личностные качества.

Самостоятельная познавательная деятельность является незаменимым средством активизации учащихся, формирования у них интереса к изучаемому материалу. Характер познавательной деятель­ности, как известно, может быть воспроизводящим и творческим. И очень важно, как усваиваются новые знания. Давно установлено, что, если  школьники только заучивают формулировки понятий, правил и решают задачи по образцам, то очень скоро утрачивают интерес к учению. На уроках в школе, включая начальную, пока еще велик  удельный вес заданий, выполняемых по готовом образцам. Учителя особый упор делают на количество выполняемых заданий, что не только не решает задач сознательного и прочного усвоения школьниками основ научных  знаний и формирования увлеченного отношения к учению, что и ведет к значительным перегрузкам школьников. Между тем, благодаря продуктивным видам самостоятельной учебной деятельности, представляется возможным длительное время поддерживать интерес учащихся к занятиям.

Исследования самостоятельной учебной деятельности прово­дятся в нашей стране по ряду направлений, к основным из которых относятся:

Изучение влияния развивающих методов и приемов обучения на самостоятельность и активность школьников (Ю.К. Бабанский, Л.Г. Вяткин, В.В. Давыдов, И.Я. Лернер, Н.И. Махмутов. И.С. Матрусов. И.С. Якиманская и др.);

Выявление воздействия групповых и индивидуальных форм обу­чения на формирование самостоятельного мышления учащихся и их познавательных интересов (М.Л. Виноградова, Л.П. Доблаев, Г.И. Железовская, П.И. Липкина, И.Б. Первин, Л.А. Ростовецкая и др.):

Совершенствование методов, принципов классификации само­стоятельных работ в направлении повышения их сложности (Н.Г. Дайри, И.М. Малкина, П.И. Пидкасистый, А.В.  Усова и др.).

Проблемы оптимизации учебного процесса в последние годы непосредственно связаны с решением вопроса введения в содержа­ние обучения учебно-познавательных задач и заданий (В.В. Агеев, Г.А. Балл, Г.И. Железовская, Е.И. Мамбиц, И.Я. Лернер, Л.М. Фридман и др.). Идея использования системы учебных задач в процессе обучения в школе послужила основанием для разработки специальных учебных творческих заданий. Представляется, что систематическое введение в содержание обучения школьников учебных твор­ческих заданий уже на начальном этапе будет также способствовать более полному устранению имеющихся пробелов в формировании и развитии познавательной самостоятельности учащихся.

Социальная значимость проблемы и наметившиеся тенденции ее разрешения подтверждает целесообразность и своевременность настоящего исследования «Воспитание познавательной самостоятельности младшего школьника средствами проектной деятельности».

Цель исследования: выявить  эффективность воспитания познавательной самостоятельности младшего школьника средствами проектной деятельности.

Объект исследования: познавательная самостоятельность.

Предмет исследования: познавательная самостоятельность младшего школьника. .

Для достижения поставленной цели нами определены следующие задачи исследования:

1. Изучить основные подходы отечественных и зарубежных исследователей на проблему познавательной самостоятельности младшего школьника,

2. выявить особенности проектной деятельности младших школьников.

3. разработать и апробировать программу воспитания познавательной самостоятельности младшего школьника средствами проектной деятельности, 

В ходе решения задач исследования использовались следующие методы исследования:

1) теоретические: теоретико-методологический анализ философской, психологической, педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; изучение и обобщение педагогического опыта;

2) эмпирические: психологическая диагностика: наблюдение; беседа; анкетирование; тест; анализ продуктов деятельности.

3) статистические: качественный и количественный анализ эмпирических данных, полученных в ходе исследования; описание результатов исследования.

База исследования МОУ Гимназия №3 г. Орска.  

Государственное Значительное влияние на разработку механизма развития познавательной самостоятельности оказали философские и психолого-педагогические исследования А.С. Арсеньева, Г.С. Батищева, В.С. Библера, Э.В. Ильенкова, Б.М. Кедрова, М.М. Розенталя, Л.Г.  Вяткина, И.Я. Лернера, В.В. Давыдова, Ю.Н. Кулюткина, Я.А. Пономарева, В.Г. Разумовского.

Опора на педагогические теории В.И. Андреева, М.А. Данилова, Ю.И. Журавлева, Н.Ю. Посталюк позволила выявить пути и средства развития творческой личности в различных видах деятельности. В исследованиях А.В. Брушлинского, Т.В. Кудрявцева, А.М.Матюшкина, М.И. Махмутова, В. Оконя отмечается важное положительное влияние проблемного обучения на формирование познавательной самостоятельности учащихся.


Возврат в Курсовые  Заказать эту работу