pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Игра как средство экологического образования


Если Вам нужна эта курсовая, но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, жмите "заказать  эту работу". Естественный и технический антиплагиат по выбору.  Мы с Вами свяжемся и обсудим у


СОДЕРЖАНИЕ

 

стр.

Введение

 

3

 Глава 1

Теория экологического образования в начальной   школе

 

7

1.1

1.2

Сущность и задачи экологического образования

Типы игр

7

11

1.3

Значение игры как средства экологического образования

15

 

Глава 2

Возможности использования игры на уроках экологии

 

22

2.1

Организация и проведение педагогического эксперимента

22

2.2

2.3

Применение игр как средства экологического образования

Анализ полученных результатов

24

36

 

Заключение

39

Литература

42

Приложение

44

 


ВВЕДЕНИЕ

В жизни детей игра является ведущей деятельностью. Психологи рассматривают игровую деятельность как проявление сложившегося у ребенка положительного отношения к тому содержанию, которое она в себе несет. Все, что нравится детям, все, что их впечатляло, преобразуется в практику сюжетной или какой-либо другой игры. Поэтому, если дети организовали игру на природоведческий сюжет (зоопарк, ферма, цирка и пр.), это означает, что полученные представления оказались яркими, запомнились, вызвали эмоциональный отклик, преобразовались в отношение, которое ее и спровоцировало.

В настоящее время многие имеющиеся пособия демонстрируют лишь некоторые аспекты воспитательно-образовательной работы с детьми по экологическому образованию, осуществляемые с помощью игр (в частности, тренируют умения детей распознавать растения, навыки находить сходства и различия признаков групп животных и растений и др.). Наблюдения природы, беседы по картинам, просмотр диафильмов, чтение художественной литературы природоведческого содержания осуществляется без игры. Знания дети получают посредством прямого воздействия взрослого. Наблюдения за самостоятельной игровой деятельностью детей показывают, что сведения о природе почти не включаются в нее, отсутствуют сюжеты природоведческого характера, дети не берут на себя роли людей, регулирующих взаимоотношение человека с природой, игрушки-животные используются как атропоморфизированные персонажи в играх на бытовые или общественные темы.

Возможность использования игры в экологическом воспитании детей может опираться на ряд теоретических положений, высказанных известными исследователями в педагогике. Игра, выражению А.В.Запорожца, - это эмоциональная деятельность и эффективность обучения в большей степени зависит от эмоционального отношения ребенка к воспитателю, который обучает; к заданию, который он дает детям. Несомненно, включение элементов игры в процесс формирования у детей представлений о природе создает эмоциональный фон, который может обеспечить более эффективный результат усвоения знаний.

В свою очередь усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. А экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут ее содержанием, лучше, чем знания, воздействие которые затрагивают лишь интеллектуальную сферу.

В связи с актуальностью нами сформулирована тема исследования:         «Игра как средство экологического образования».

Проблема исследования: возможности использования  игры как средства экологического образования младших школьников. 

Цель исследования: использование игры как средства экологического образования младших школьников на уроках экологии.

Объект исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность экологического образования младших школьников средствами игр.

Предмет исследования: игра как средство экологического образования младших школьников на уроках экологии во 2 классе.

   В соответствии с целью, объектом, предметом исследования нами сформулированы следующие задачи
  1. раскрыть сущность и задачи экологического образования младших школьников;
  2. провести экспериментальное исследование по оценке эффективности игры, как средства экологического образования на уроках экологии во 2 классе.
2.      изучить  психолого-педагогическую  и методическую литературу по теории экологических игр. 

Гипотеза исследования:  экологическое образование средствами игры будет более эффективным, если, осуществлять диагностику экологических представлений на которые опираются дети, и в соответствии с этим проводить своевременную коррекцию экологической образованности младших школьников с учетом актуального и потенциального уровней развития их нравственных качеств.

Методы исследования:

Теоретические:

  • Анализ;
  • Сравнение;
  • Обобщение.

Эмпирические:

  • Анкетирования;
  • Тестирование;
  • Наблюдение;
  • Психолого-педагогический эксперимент.

Исследовательской базой являются учащиеся  школы №52 г. Орска        2 «А» и 2 «Б» классы         

Обоснование выбора литературных источников: теоретико-методологическую основу исследования составляют теория Ф. Шиллера и Г. Спенсера, теория К. Гросса, Р. Холла, К. Бюлера, В.Штерна, Дж. Дьюи, К. Коффки; взгляды на игру Ж. Пиаже, теория физиолога и психолога К. Бойтендейка; психологическая теория игры Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Н.В. Королевой, А.Н. Леонтьева, Н.Г. Лугова, Т.А. Марковой, Н.Г. Морозовой, С.А. Новоселовой, С. Л. Рубинштейн, Л.С. Славиной, Л.П. Стрелковой, Д.Б. Эльконина, педагогическая теория игры В.А. Аванесовой, Ф.Н. Блехер, А.К. Бондаренко, В.А. Дрязгуновой, Р.И.Жуковской, И.А. Комаровой, А.С. Макаренко, Д.В. Менджеринской, А.И.Сорокиной, Е.И.Тихеевой, Е.И. Удальцовой и др.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяется проблема, цель и задачи, объект и предмет, гипотеза, методы исследования.

В первой главе «Теория экологического образования в начальной   школе» раскрыты сущность и задачи экологического образования; рассматривается проблема игры в философской и психолого – педагогической науке.

Во второй главе «Возможности использования игры на уроках экологии» представлены результаты опытно-экспериментальной работы.

В заключении изложены основные выводы по исследованию, намечены направления и перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.

Общий объем курсовой работы составляет 52 страницы машинописного текста. Список литературы  включает 23 наименования.

Приложение содержит 3 игровые методики.

На защиту выносятся следующие положения:

- Правильное экологическое образование позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика.

- Исключительно важной формой экологического просвещения и воспитания школьников являются экологические игры. Являясь органической частью учебного процесса, они способствуют  знакомству с конкретными объектами и явлениями.


Возврат в Курсовые  Заказать эту работу