pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Профилактическая работа социального педагога с подростками девиантного поведения


Если Вам нужна эта курсовая, но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, жмите "заказать  эту работу". Естественный и технический антиплагиат по выбору.  Мы с Вами свяжемся и обсудим у


Содержание

 

Введение. 6

1. Теоретические основы профилактической работы социального педагога с подростками девиантного поведения. 11

1.1 Понятие девиантного поведения в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе. 11

1.2 Особенности девиантного поведения в подростковом возрасте. 24

1.3 Формы и методы профилактической работы социального педагога с девиантными подростками. 33

2.   Опытно-экспериментальная работа по профилактики алкоголизма и табакокурения у подростков девиантного поведения. 57

2.1 Констатирующий  этап опытно-экспериментальной работы.. 57

2.2  Формирующий этап опытно-экспериментальной работы.. 61

2.3 Анализ и оценка результатов экспериментальной работы по профилактике табакокурения, алкоголизма у подростков девиантного поведения. 70

Заключение. 76

Список использованных источников. 79

Приложение А Тест на алкогольную и наркотическую зависимость. 84

Приложение Б Тест на определение зависимости от никотина. 87


Введение

 

Социально-экономические преобразования в России в начале XXI века затронули все сферы жизни взрослых и детей. Наряду с позитивными изменениями, стимулирующими развитие многих сфер жизнедеятельности человека, в обществе усилились такие негативные тенденции, как имущественное неравенство, резкое снижение востребованности духовных ценностей, усиление социальной и психологической дезориентации и дезадаптации, безработица, сложная криминогенная обстановка, нарастание процессов деформации семьи. Все эти изменения выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания девиантных подростков.

Реальная ситуация в стране в условиях неблагоприятного воздействия факторов социальной и биологической экологии обусловила рост опасных для подрастающего поколения и общества в целом тенденция: раннюю алкоголизацию и наркоманию подростков; омоложение преступности, в том числе и среди девочек подросткового возраста, проституция и суицид среди несовершеннолетних.

Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости усиления и совершенствования социально-профилактической деятельности государства и общества, всех социальных институтов, создания целостной системы профилактики девиантного поведения детей и подростков, защиты их прав, подготовки к этой деятельности учителей, педагогов дополнительного образования, родителей, воспитателей, руководителей. Понимание этого происходит на всех уровнях официального сознания России.

Выявление источников негативных тенденций, факторов, их усиливающих, устранение причин их проявления – задачи государственной важности, от решения которых зависит судьба общества в целом.

В процессах, определяющих нравственное благополучие общества, значительное место принадлежит социально-педагогической деятельности общеобразовательных школ. Являясь основными социальными институтами государства по ранней профилактике и коррекции девиантного поведения подростков, общеобразовательные учреждения сталкиваются с необходимостью помогать семье в воспитании детей, направлять и выправлять, нивелировать недостатки семейного воспитания, негативного влияния окружающей среды, облегчать вхождение детей и подростков в различные виды социальных взаимоотношений. Однако в сложившейся массовой практике педагогические коллективы не в полной мере владеют информацией о конкретной ситуации развития подростка и его проблемах, особенностях его ближайшего окружения, недостаточно хорошо знают условия семейного воспитания, слабо поддерживают связь с семьей.

Нередко отношения государства и педагогов с девиантными подростками сводятся к запретительным мерам и не устраняют причины, вызывающие отклоняющееся поведение подростка и его психологическую дезориентацию. Это способствует возникновению у подростков аффективных состояний, приводящих к общественно-отрицательным формам поведения, которые при длительном сохранении становятся устойчивыми качествами личности. В некоторых случаях подростки преждевременно уходят из школы,. Плохо образованные и слабо подготовленные к жизни, они сталкиваются с непреодолимыми трудностями при включении в трудовую жизни, становятся потенциальной группой риска, что и порождает целый ряд новых проблем.

Психолого-педагогические исследования профилактики содержания отклонений поведения подростков проведены: С.А. Бадмаевым, С.А. Беличевой, А.П. Горбачевой, И.И. Кауненко; педагогами - Т.К.Зуевой, И.В.Иванниковой, В.П. Кащенко, Ю.А. Клейбергом, A.C., Меликсетяном, И.А. Невским, В.А. Поповым, З.Д. Раевской, О.Л.Романовой. Расширяют и углубляют изучение данной проблемы труды социальных педагогов - В.Г. Бочаровой, Б.З. Вульфова, Т.П.Гуриной, Д.В.Колесова, A.B. Мудрика, Л.П.Федоренко. Свой вклад в решение этого вопроса вносят исследователи-криминологи - Г.А. Аванесов, А.И. Алексеев, В.Р. Кудрявцев, Г.М. Миньковский. Медицинский аспект проблемы отражен в работах Б.С. Братуся, A.A. Вдовиченко, В.В. Ковалева, А.Е. Личко.

Проблеме проявления отклоняющихся форм поведения подростков, вызванных неблагоприятным положением ребенка в системе внутрисемейных отношений, посвящены работы Ю.Р. Вишневского, И.А. Горьковой, Г.А. Гурко, И.А. Двойменного, А.Н. Елизарова, E.H. Заборовой, В.А. Лелекова, A.B. Меренкова, В.Д. Москаленко, Г.П. Орлова, Б.С. Павлова. Влияние школьной среды в процессе социализации подростка, а также ее роль в профилактике ранней алкоголизации и табакокурения учащихся, представлены в работах Б.Н. Алмазова, B.C. Афанасьева, Г.Ф. Кумарина, В.В. Лозового, И.А. Невского, В.Г. Степанова.

В связи с актуальностью нами была определена тема исследования:    «Профилактическая работа социального педагога с подростками девиантного поведения».

Проблема исследования: каковы особенности профилактической работы социального педагога с подростками девиантного поведения?

Цель исследования: изучить  особенности  профилактической работы социального педагога с подростками девиантного поведения?

Объект исследования: подростки девиантного поведения.

Предмет исследования: формы и методы профилактической работы социального педагога с девиантными подростками.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и определить содержание понятий «девиатное поведение», «подросток девиатного поведения».

2. Раскрыть содержание профилактической работы социального педагога в школе.

3. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность представленных форм и методов по профилактике алкоголизма и табакокурения подростками девиантного поведения.

Гипотеза исследования:  мы предполагаем, что профилактика алкоголизма и табакокурения у подростков девиантного поведения будет эффективна если:

- социально-педагогическая помощь будет выстраивается на основе учета индивидуальных особенностей подростков и своевременной диагностики склонности к девиантному поведению;

- социально-педагогическая помощь оказывается комплексно и поэтапно с применением эффективных форм и методов;

-  создается положительный настрой на совместную деятельность с социальным педагогом и подростками.

Опытно-экспериментальная база исследования: МОУ СОШ № 5 г. Кувандык.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент, анализ и синтез результатов исследования. 

Структура выпускной квалификационной работы. ВКР состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения, списка литературы, приложения.

Во введении обосновывается актуальность исследования, проблема, определяются объект, предмет, цель, задачи, выдвинута гипотеза, выбраны методы и база исследования, его научная новизна и практическая значимость, выносятся положения на защиту.

В первой главе «Теоретические основы профилактической работы социального педагога с подростками девиантного поведения» рассматривается сущность понятия «девиантное поведение» и его классификация, проанализированы взгляды отечественных и зарубежных ученых о особенности девиантного поведения в подростковом возрасте.

Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по профилактики алкоголизма и табококурения у  подростков девиантного поведения» представлен анализ результатов опытно-экспериментальной работы по профилактики зависимости от никотина и алкоголя .

В заключении подводятся общие итоги исследования.

        Список литературы  насчитывает  55 наименований.

Положения выносимые на защиту:

- Девиантное поведения – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.

- Эффективность профилактических мероприятий с подростками девиантного поведения может быть обеспечена если :

-  социально-педагогическая помощь будет выстраивается на основе учета индивидуальных особенностей подростков и своевременной диагностики склонности к девиантному поведению;

- социально-педагогическая помощь оказывается комплексно и поэтапно с применением эффективных форм и методов;

-  создается положительный настрой на совместную деятельность с социальным педагогом и подростками.


Возврат в Курсовые  Заказать эту работу