pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Особенности состояния одиночества в юношеском возрасте


Если Вам нужна эта курсовая, но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, жмите "заказать  эту работу". Естественный и технический антиплагиат по выбору.  Мы с Вами свяжемся и обсудим у


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОДИНОЧЕСТВА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ……………………………………………………8

1.1 Понятие одиночества в психологии………………………………………..8

1.2 Влияние одиночества на личность…………………………………………11

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМАЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ СОСТОЯНИЯ ОДИНОЧЕСТВА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ……..……21

2.1 Диагностика состояния одиночества……………………………………...21

2.2 Анализ результатов исследования………………………………………….24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....41

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  исследования.  Одиночество  человека – сложная  проблема, обусловленная социальными, психологическими экономическими  и  культурными  факторами. Социально - экономические  и идеологические процессы,  которые  происходили  в  России  на  протяжении  последних  полутора  десятилетий,  резко  обострили  вопросы  адаптации  личности  к  новым  условиям,  проблемы  ее  самореализации,  практического  выживания  в  сложном мире. Достаточно  распространённым  является  мнение,  что  проблема  одиночества  более  актуальна  для  людей  старших  возрастных  групп.  Действительно,  им  сложно  изменять  социальные  стереотипы.  Но  современная социальная ситуация такова, что по ряду причин сильный пресс испытывает  и  молодежь.  Основными  из  них  являются  следующие: 1)  нарушение связи между поколениями в семье, что, в свою очередь, может  быть  обусловлено  материальным  неблагополучием  семьи,  увеличением  рабочего времени родителей, их алкоголизмом и криминальным поведением  и  т.д.; 2) разрушение  системы  организации  досуга  детей  и  молодежи,  особенно по месту жительства, которая и ранее была далека от совершенства,  а теперь отсутствует практически полностью; 3) сложность трудоустройства  в соответствии с полученными образованием и квалификацией, вследствие  чего  значительная  часть  молодежи  вынуждена  работать  временно  или  вообще без юридического оформления на работу, что становится причиной  постоянной тревоги и напряженности, лишает постоянного круга общения; 4)  уменьшение  числа  заключаемых  браков  и  увеличение  среднего  возраста  вступления  в  первый  брак,  что  связано  и  с  общей  демографической  ситуацией  в  стране,  и  с  экономическими  проблемами  молодых  семей,  в  частности с высокими ценами на жилье.   В  социологии  и  социальной  психологи  достаточно  разработанной  является проблема одиночества в пожилом возрасте. В  настоящее время в  зону социального риска, вызываемого отчуждением, оказались включенными  подростки  и  молодежь.  Анализ  сложившейся  ситуации  показывает,  что  в  молодежной  среде  наблюдается  рост  негативных  социальных  и  психологических  явлений:  неуверенности  в  завтрашнем  дне,  увеличения  стрессовых  ситуаций,  нарушения  межличностных  отношений,  отчаяния,  одиночества.   Сложившееся положение осложняется тем, что духовные переживания  подрастающего  поколения,  его  внутренний  мир,  эмоциональная  сфера  остаются  без  достаточного  внимания  общества.  Практически  отсутствует  развитая  инфраструктура социальной  защиты  молодежи, крайне непрочны  семейные связи – дети и  взрослые  отчуждены  друг от  друга. К тому  же,  невысок  уровень  психолого-педагогической  культуры  многих  родителей.

Проблема  одиночества  молодых  людей  недостаточно  учитывается  при организации  социальной  работы  с  ними  и  не  рассматривается  в  качестве  задачи психологической помощи людям.  Испытываемые  подростками  и  молодыми  людьми  негативные  переживания влияют на  процесс  социализации  и  формирования  личности,  становятся  одной  из  основных  причин  их  социальной  дезадаптации.  Ощущение  собственного  одиночества  нередко  приводит  к  формированию  нигилистического отношения личности к обществу, к развитию у нее форм  поведения,  направленных  на  противоборство  с  ним  или " уход"  от  него:  криминальные и экстремистские действия, алкоголизм, наркомания и др.   В  трудах  А.Маслоу,  К.Роджерса,  Х.С.  Салливана, З.Фрейда, Э.Фромма, К.Хорни, Э.Эриксона, К.Г. Юнга были  рассмотрены  психологические  предпосылки  возникновения  одиночества  и  предложены  психотерпевтические  пути  его  преодоления.  В  исследованиях  К.А.  Андерсона  и  Л.М.  Хоровица,  Р.Вейса,  Дж.  Де  Джонг-Гирвельд  и  Д.Раадшелдерс, Т.Б  Джонсона  и  У.А. Садлера, К.И Кутрона, М.Мицели  и  Б.Мораша, Л.Э. Пепло, М.Э. Селигмана, Ф.Фромм-Рейхман, Дж.И. Янга  показано сложное содержание феномена  одиночества,  акцентируется  внимание  на  его  причинах,  связанных  как  с  типичными ситуациями жизни, так и с характером личности.

 В отечественной науке интересующая нас проблема рассматривалась в  работах В.Г. Асеева, А.А. Бодалёва, Е.В. Бондаревской, Б.С. Гершунского,  Е.И.  Головахи  и  Н.В.  Паниной,  Н.И.  Гуткиной,  Я.Л.  Коломинского,  И.С.  Кона, Ю.М. Орлова, Н.А. Рождественской, В.Ф. Сафиной, Е.Т. Соколовой,  Д.И. Фельдштейна и др.

Указанные  авторы  анализировали  ее  в  приложении  именно  к  лицам  подросткового  и  юношеского  возраста,  уделяя  внимание  социальным  и  психологическим причинам,  вызывающим чувство одиночества  у молодых  людей, а также его последствиям в процессе формирования личности.  Однако проблема одиночества является одной из наименее изученных,  о  чём  свидетельствует  отсутствие  упоминания  о  ней  в  большинстве  учебников  по  психологии  и  психиатрии ( лишь  в  учебнике  Р.С.  Немова  «Психология» [11] специально  выделяется  тема « Одиночество»).  Таким  образом: 1) изучение  восприятия  и  переживания  одиночества  имеет  практическую  актуальность,  поскольку  эти переживания  влияют  на  эффективность деятельности человека, а в молодом возрасте на формирова-  ние  его  личности; 2) в  современной  науке  недостаточно  теоретических  и  практических  исследований,  которые  позволили  бы  составить  достаточно  полное  представление  об  особенностях  восприятия  и  переживания  одиночества юношами и девушками.

Методологическая основа исследования. Сложившиеся в рамках философии и психологии личности идеи  о взаимодействии человека с окружающим Миром, обществом и культурой  (М.М.  Бахтин,  Н.А.  Бердяев,  Л.С.  Выготский,  А.Н.  Леонтьев,  А.Маслоу,  К.Роджерс, Ж.-П. Сартр, З.Фрейд, Э.Фромм, К.Хорни, К.Г. Юнг и др.);  −  положения  современной  психологии  о  возрастных  особенностях  процесса  социализации  личности ( Б.Г.  Ананьев,  Л.И.  Божович,  Л.С.  Выготский,  И.С.  Кон,  Г.Крайг,  Ж.Пиаже,  С.Л.  Рубинштейн,  Д.И.  Фельдштейн, П.Фресс, Д.Б. Эльконин и др.);  −   социально-психологические  теории  и  концепции  общения  и  формирования межличностных отношений между людьми (Г.М. Андреева,  Э.Берн,  А.А.  Бодалев,  В.Н.  Куницына,  Б.Д.  Парыгин,  Л.Фестингер,  Р.Х.  Шакуров, У.Шюц и др.);  −   теоретические  разработки  отечественных  и  зарубежных  психологов  в  области  исследования  психических  состояний,  эмоций  и  переживаний  личности (Л.М.  Аболин,  Л.И.  Божович,  Ф.Е.  Василюк,  В.К.  Вилюнас, Ю.Б. Гиппенрейтер, К.Изард, А.О. Прохоров и др.). 

В связи с актуальность нами определена тема исследования: «Особенности состояния одиночества в юношеском возрасте».

Проблема исследования: Каковы особенности состояния одиночества в юношеском возрасте?

Цель исследования: изучить состояние одиночества в юношеском возрасте.

Объект исследования: учащиеся юношеского возраста.

Предмет исследования: состояние одиночества в юношеском возрасте.

В соответствии с целью, объектом, предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:

1. Изучить специальную литературу по проблеме исследования.

2. Определить сущность понятия «одиночество».

3. Рассмотреть одиночество в юношеском возрасте.

3. Опытно-экспериментально изучить особенности состояния одиночества учащихся юношеского возраста.

Методы  исследования: теоретический анализ специальной литературы, наблюдение, беседа, анализ полученных результатов.

Опытно-экспериментальная база исследования: Орский индустриальный техникум.

Научная новизна исследования заключается в том, что обогащены теоретические представления о состояние одиночества в подростковом возрасте.

Практическая значимость исследования заключается в том составлена анкета для диагностики одиночества в юношеском возрасте.

Структура и содержание курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, содержащих четыре параграфа, заключения, списка литературы. 


Возврат в Курсовые  Заказать эту работу