Социальные действия и проблемы рациональности в учении Вебера
Если Вам нужна эта курсовая, но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, жмите "заказать эту работу". Естественный и технический антиплагиат по выбору. Мы с Вами свяжемся и обсудим у
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты социологии М. Вебера 6
1.1 Макс Вебер, его роль и значение в развитии социологии 6
1.2 Сущность категории «социальное действие» 7
Глава 2. Анализ категории «социального действия» 11
2.1 Проблема понимания и категория «социального действия» 11
2.2 Структура и виды социального действия 20
Глава 3. Принцип рациональности в веберовской социологии 31
Заключение 37
Список литературы 41
Введение
Макс Вебер (1864—1920) является одним из наиболее крупных социологов конца XIX — начала XX в., оказавшим большое влияние на развитие этой науки. Он принадлежал к числу тех универсально образованных умов, которых становится все меньше по мере роста специализации в области общественных наук; он одинаково хорошо ориентировался в области политэкономии, права, социологии и философии, выступал как историк хозяйства, политических институтов и политических теорий, религии и науки, наконец, как логик и методолог, разработавший принципы познания социальных наук.
Политические и теоретико-научные интересы были тесно связанными уже в раннем творчестве Вебера.
Социологические взгляды М. Вебера всегда привлекали большое внимание русских социологов, так как М. Вебер в своих трудах изучал процессы, которые происходили в России.
Рациональность у Вебера выступает в качестве субъекта, а не предиката общественной деятельности. Речь в данном случае идет о так называемой формальной рациональности, которая оказывается сродни идее бесконечного прогресса, в котором нет реальности, цели, смысла и который не является средством чего-либо. Иначе говоря формальная рациональность, не являясь средством достижения определенной цели, сама становится целью.
Идея рациональности М. Вебера — это универсальный принцип развития буржуазной цивилизации, связанный с религией, правом, искусством, формами хозяйствования. Именно этот тип рациональности предопределил, согласно Веберу, и появление «рациональной гармонической музыки», разительно отличающей европейское музыкальное искусство нового времени от всего того, что понималось под музыкой в доновоевропейскую эпоху.
Категория социального действия, требующая исходить из понимания мотивов отдельного индивида, есть тот решающий пункт, в котором социологический подход Вебера отличается от социологии Э. Дюркгейма. Вводя понятие социального действия, Вебер по существу даёт свою трактовку социального факта, полемически направленную против той, которая была предложена Дюркгеймом. В противоположность Дюркгейму Вебер считает, что ни общество в целом, ни те или иные формы коллективности не должны, если подходить к вопросу строго научно, рассматриваться в качестве субъектов действия: таковыми могут быть только отдельные индивиды. Коллективы, согласно Веберу, социология может рассматривать как производные от составляющих их индивидов; они представляют собой не самостоятельные реальности, как у Дюркгейма, а, скорее, способы организации действий отдельных индивидов. Нельзя не отметить, что в своём «методологическом индивидуализме» Веберу трудно быть последовательным; у него возникает ряд затруднений, когда он пытается применить категорию социального действия, особенно при анализе традиционного общества.
В связи с этим выбрана тема курсовой работы: «Социальные действия и проблемы рациональности в учении Вебера».
Объект данной курсовой работы – теория социальных действий и проблемы рациональности.
Предмет исследования - социальные действия и проблемы рациональности в учении Вебера.
Цель курсовой работы – рассмотреть аспекты категории «социальное действие» и проблемы рациональности в учении Вебера.
В связи с поставленной целью, нами были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть роль Макса Вебера, в развитии социологии;
2. Выявить сущность категории «социальное действие»;
3. Рассмотреть проблема понимания и категории «социального действия»;
4. Выяснить структуру и виды социального действия;
5. Рассмотреть принцип рациональности в веберовской социологии.