Воспитание ценностного отношения младших школьников к природе
Если Вам нужна эта курсовая, но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, жмите "заказать эту работу". Естественный и технический антиплагиат по выбору. Мы с Вами свяжемся и обсудим у
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы воспитания ценностного отношения младшего школьника к природе. 4
1.1 Сущность ценностного отношения младшего школьника к природе. 4
1.2 Особенности воспитания ценностного отношения младшего школьника к природе в современной начальной школе. 4
1.3 Педагогические условия воспитания ценностного отношения младшего школьника к природе. 4
Глава 2. Практические основы воспитания ценностного отношения младшего школьника к природе. 4
2.1 Диагностика воспитанности ценностного отношения младшего школьника к природе 4
2.2 Опыт реализации педагогических условий воспитания ценностного отношения младшего школьника к природе. 4
2.3 Результативность воспитания ценностного отношения младшего школьника к природе. 4
Заключение. 4
Список использованной литературы.. 4
Приложение. 4
Введение
Актуальность исследования. Российское государство и общество сегодня нуждаются в людях, способных к оптимальной регуляции отношений в сфере взаимодействия общества и природы. В основе таких отношений находится осознание того, что наше поведение и деятельность по отношению к Природе не всегда гармоничны и адекватны.
Такое понимание отношений между природой и человеком отражено в Конституции Российской Федерации: каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Актуальность ценностного отношения к природе отражена в Концепции образования в области окружающей среды, принятой на межправительственной конференции ЮНЕСКО-ЮНЕП
Декларации по окружающей среде и развитию, утвержденной Конференцией ООН, которая обосновывает необходимость длительного совместного, коэволюционного развития общества и природы
Концепции устойчивого развития России, в которой раскрывается выход из экологического кризиса, предполагающий переоценку ценностей
Федеральном законе «Об охране окружающей среды» от 20 декабря 2001 года; Экологической доктрине РФ, одобренной распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002г. № 1225-р; законе Волгоградской области от 15 мая 2003 г. № 825-ОД «Об экологическом образовании в Волгоградской области».
Соотнесенность природы с ценностью человека и общества, предопределяет её ценностный статус, социальную и личностную значимость, необходимость культивирования в обществе идей сохранения и бережного отношения к природе. Ценностное отношение к природе является ключевым условием регуляции и гармонизации взаимоотношений человека и природы.
Основополагающая роль в решении этой задачи принадлежит системе школьного образования. Это связано с её системностью, возможностью поэтапной реализации обозначенной задачи с учётом возрастных и психологических особенностей школьников.
Исследования A.A. Люблинской показали, что у младших школьников часто встречаются некоторые противоречия между тем, что они знают о правилах поведения, что признают необходимым и важным, и тем, как они действуют самостоятельно в условиях повседневной жизни. Данная проблема заключается как в специфике возраста, так и в организации учителем процесса формирования у младшего школьника отношений с окружающим миром.
Проблема ценностных отношений рассматривается в работах О.Г. Дробницкого, А.Г. Здравомыслова, М.С. Кагана, A.B. Кирьяковой, Л.П. Разбегаевой, В.П. Тугаринова и др. Авторы данных исследований рассматривают ценностные отношения как важнейший элемент всей внутренней структуры личности, как результат интериоризации ею ведущих социальных ценностей, позволяющий ориентироваться в мире материальной и духовной культуры общества, обеспечивающий мотивацию поведения и деятельности личности.
Природа как ценность, взаимоотношения человека с природой и влияние природы на личность рассматривалась с древнейших времен в философии (Аристотель, Ф. Бэкон, Декарт, Демокрит, Спиноза, Л. Фейербах и др.), в педагогике (А. Дистервег, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.). В наши дни идеи экологически сообразного мышления и экологической культуры рассматривались в контексте формирования ценностного сознания личности (С.Н. Глазачев, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, О.Н. Козлова, И.И. Мазур, И.Т. Суравегина и др.).
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определили выбор темы исследования – «Воспитание ценностного отношения младших школьников к природе».
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в условиях начальной школы.
Предмет исследования – воспитание у младших школьников ценностного отношения к природе в процессе обучения.
Цель исследования – разработать научное обоснование процесса воспитания у младших школьников ценностного отношения к природе в начальной школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- Определить сущность ценностного отношения младшего школьника к природе;
- Рассмотреть особенности воспитания ценностного отношения младшего школьника к природе в современной начальной школе;
- Проанализировать педагогические условия воспитания ценностного отношения младшего школьника к природе;
- Провести диагностику воспитанности ценностного отношения младшего школьника к природе;
- Описать опыт реализации педагогических условий воспитания ценностного отношения младшего школьника к природе;
- Проанализировать результативность воспитания ценностного отношения младшего школьника к природе.
Гипотеза исследования основывается на предположении, что эффективное формирование ценностного отношения к природе у младших школьников в учебно-воспитательном процессе начальной школы будет более эффективным, еслиценностное отношение к природе будет рассматриваться как интегративное, устойчивое личностное образование, базирующееся на чувственно-эмоциональном восприятии природы, характеризующееся осознанием природы как ценности и проявляющееся в реализации деятельностных аспектов отношения; основой формирования ценностного отношения к природе будет являться уровневая модель, представляющая последовательный переход от чувственного уровня через осознанный к действенному уровню;
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
философский подход, в котором раскрывается природа как ценность, и отношения человека и природы в различные эпохи (Аристотель, Ф. Бэкон, В.И. Вернадский, Гегель, Гоббс, Декарт, Демокрит, Платон, Спиноза, JI. Фейербах);концептуальные идеи теории целостного педагогического процесса (Н.М. Борытко, B.C. Ильин, Н.К. Сергеев), проявляющиеся в организации определенной последовательности его этапов «цель – средство – результат». Системообразующим фактором выступают цели этапов, которые организуют используемые дидактические средства.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
теоретические – сравнительный анализ философской, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; моделирование, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах исследовательской работы;
экспериментальные-опросно-диагностические(анкетирование,тестирование,беседыс учащимися и учителями), обсервационные (наблюдение, фиксирование результатов обучения и развития), диагностирующий и формирующий педагогический эксперименты;
статистические – математические методы обработки результатов исследования, ранжирование.
Объем и структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.