Актуализация вопросов профилактики табакокурения
Если Вам нужна эта курсовая, но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, жмите "заказать эту работу". Естественный и технический антиплагиат по выбору. Мы с Вами свяжемся и обсудим у
Содержание
Введение. 5
1. Теоретические основы профилактики табакокурения в условиях образовательного учреждения. 10
1.1 Табакокурение как социально-педагогическая проблема. 10
1.2 Причины табакокурения детей и подростков. 19
1.3 Основные направления профилактики табакокурения в школе среди детей и подростков. 24
2. Опытно-экспериментальная работа по профилактике табакокурения на базе МОАУ «СОШ №24». 37
2.1 Основы опытно-экспериментальной работы.. 37
2.2 Программа профилактики табакокурения. 43
2.3 Анализ результатов исследования. 49
Заключение. 53
Список использованных источников. 55
Приложение А.. 61
Приложение Б. 63
Введение
В последнее время проблема курения в современном мире является одной из самых острых. Общий возраст курильщика с 6 лет и выше. Курение – это проблема не только для одного человека, но и для окружающих его людей. Если рассмотреть проблему в масштабах страны, то курение несет опасность для здоровья нации.
В России Государственной Думой 23.02.2013 принят Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы ограничения курения табака в целях снижения заболеваемости населения. В начале 2008 г. Правительство России поддержало присоединение России к рамочной конвенции по борьбе с табаком, и разрабатывается национальная стратегия против табака. В современных условиях формирование поведения, нацеленного на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков — важнейшая задача общественного здоровья и современного образования и воспитания.
Подавляющее большинство людей начинают курить в школьном возрасте, поэтому эффективные меры по профилактике курения в школе могут помочь многим ученикам обойти стороной эту форму зависимости.
В странах с высокими доходами в течение последних десятилетий распространенность курения уменьшилась. Это не спонтанный процесс, а результат длительной работы, направленной против курения. В странах с низким и средним уровнем дохода количество курильщиков увеличилось. Стоит обратить внимание на тот факт, что распространенность курения в масштабах страны обратно пропорциональна уровню образования населения. По данным всемирной организации здравоохранения, в современном мире в среднем курят 50% мужчин и 20% женщин.
В России курит не большая часть населения, как думают многие, а только половина мужчин и десятая часть женщин. Но по данным выборочных социологических исследований в России растет число курящих людей среди женщин, детей и подростков.
В 2011 году было проведено социологическое исследование среди молодых людей 14 – 17 лет на выборе в 5000 человек. Оно показало, что число курящих школьников как среди юношей, так и среди девушек возрастает в 13 лет к 17 годам. Результаты исследования показали, что большинство учащихся в 14 -17 лет покупают сигареты в магазине или табачных киосках (20%). За период с 2011-2012 года можно выделить следующие изменения в проблеме табакокурения школьников. Во-первых, у юношей процедура отказа от курения проходит в более быстром темпе, чем у девушек. Во-вторых, процедура «свертывания» курения, проходит не за счет отказа от сигарет, а за счет методического сокращения частоты курения в течение дня. В-третьих, уменьшается количество учащихся, у которых инициация курения проходит в возрасте 13-14 лет. Не изменилось количество школьников, которые пробовали бросить курить. Их количество составляет 30%, что позволяет сделать вывод о желании одной третьи курящих школьников избавиться от табачной зависимости.
В связи с актуальностью нами была определена тема исследования: «Актуализация вопросов профилактики табакокурения в условиях образовательного учреждения».
Проблема исследования: каковы особенности профилактики табакокурения в условиях образовательного учреждения?
Цель исследования: изучить основные меры профилактики табакокурения в условиях образовательного учреждения.
Объект исследования: табакокурение подростков.
Предмет исследования: формы и методы профилактики табакокурения в условиях школы.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить влияние табака на организм учащихся.
3. Выявить уровень распространения табакокурения в среде учащихся.
4. Разработать и апробировать программу профилактики табакокурения и на основе опытно-экспериментальной работы выявить эффективные формы и методы профилактики.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что профилактика табакокурения у учащихся возможна, при условии:
- использования дифференцированного подхода. Для каждой группы (средние и старшие классы, педагоги, родители) существует своя специфика обучения.
- использование принципа модульного обучения. Использование комплекса средств, включающих наряду с общепедагогическими методами обучения нестандартные формы предъявления информации.
- помощи подростку раскрыть себя.
Опытно-экспериментальная база исследования: МАУО СОШ № 24 г. Орска.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент, анализ и синтез результатов исследования.
Методологическая основа исследования. Современные научные исследования природы социальных норм и отклонений от них, в частности, синтезирования двух подходов к личности человека и к его отклоняющимся видам поведения (табакокурение), а так же деятельность педагога по профилактике, курения у детей и подростков, рассмотрены положения о сущности, психологических особенностях личности и ее развитии (К.А. Абульханова, А. Асмолов, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, К.К.Платонов, С.Л.Рубинштейн и др.), теоретические основы валеологии (И.И. Брехман, Э.Н. Вайнер, Г.К. Зайцев, Э.М. Казин, В.В. Колбанов, А.Г. Щедрина и др.), феноменология развития (Л.И. Божович, Т.В. Драгунова, В.С. Мухина, В.С. Собкин, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.), положения и принципы психологии антисоциального поведения личности (С.Л. Арзуманян, И.П. Башкатов, С.А. Беличева, В.С. Братусь, Я.И. Гилинский, В.Н. Глызырина, А.П. Горбачева М.И. Еникеева, С.А. Ермолаева, Б.М. Зейгарник, В.П. Кащенко, Ю.А. Клейберг и др.).
Научная новизна исследования заключается в том, что обогащены имеющиеся теоретические представления о специфике осуществления профилактики зависимости учащихся от табакокурения в условиях общеобразовательной школы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана и апробирована программа профилактики табакокурения в условиях общеобразовательной школы. Составлены методические рекомендации по профилактики табакокурения, которые могут быть использованы другими педагогами.
Структура выпускной квалификационной работы.
ВКР состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения, списка литературы, приложения.
Во введении обосновывается актуальность исследования, проблема, определяются объект, предмет, цель, задачи, выдвинута гипотеза, выбраны методы и база исследования, его научная новизна и практическая значимость, выносятся положения на защиту.
В первой главе «Теоретические основы профилактики табакокурения в условиях образовательного учреждения» рассматривается сущность понятия «табакокурение», проанализированы взгляды отечественных и зарубежных ученых о особенности профилактики табакокурения в школе.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по профилактики табококурения на базе МАОУ СОШ №24 » представлена программа и анализ результатов опытно-экспериментальной работы по профилактики табакокурения.
В заключении подводятся общие итоги исследования.
Список литературы насчитывает наименований.