Работа социального педагога с трудными подростками
Если Вам нужна эта курсовая, но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, жмите "заказать эту работу". Естественный и технический антиплагиат по выбору. Мы с Вами свяжемся и обсудим у
Содержание
Введение. 3
1. Теоретические основы работы социального педагога с трудными подростками 7
1.1 Понятие девиантные подростки в психолого-педагогической литературе. 7
1.2 Технологии работы социального педагога с трудными подростками в условиях школы 25
2. Опытно-экспериментальная работа по профилактики социальных отклонений у трудных подростков. 37
2.1 Диагностика выявления зависимости от алкоголя и табококурения у трудных подростков. 37
2.2 Программа деятельности социального педагога по профилактике зависимости от никотина и алкоголя. 41
2.3 Анализ и оценка результатов экспериментальной работы по профилактике табакокурения, алкоголизма у подростков. 44
Заключение. 50
Список использованных источников. 52
Приложение А.. 55
Введение
Актуальность исследования. В последнее время проблема общения с "трудными детьми" стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность "трудных детей" неуклонно растет. Они уходят из родительского дома, бродяжничают, нигде не учатся и не работают, хулиганят, воруют, употребляют алкоголь и наркотики, или же, напротив, замыкаются в четырех стенах своего дома, почти не выходят на улицу и целыми сутками просиживают за компьютером, ничем не интересуясь и ничего не читая, путешествуют по "Интернету" или играют в компьютерные игры.
Если в былые годы "трудными детьми" становились по преимуществу подростки, то теперь дети попадают в данную категорию нередко уже в возрасте 6-11 лет. В настоящее время даже по отношению к детям-дошкольникам педагоги и воспитатели применяют выражение: "трудный ребенок".
Стоит ребенку однажды попасть в список "трудных детей", часто за ним по жизни тянется шлейф дурной репутации. С ним мучаются все: и родители, и воспитатели, и педагоги, и социальные работники, и даже священники. Никто не хочет такого ребенка принимать в детский сад или школу, в православную гимназию или воскресную школу, включать в коллектив или дружескую компанию. Перед ним везде и всюду возникает стена, запрет или отказ.
Постоянно претендуя на проявление "особого внимания к себе", "трудные дети" сами оказывают на взрослых своеобразное психологические давление, навязывая им определенный способ общения и взаимодействия. "Трудные дети" всегда являются для взрослых некой загадкой: то невпопад рассмеются, то неожиданно заплачут и впадут в истерику, то вдруг нагрубят в ответ на заботу и доброту, то сделаются апатичными и бесчувственными, то шокируют окружающих вызывающим внешним видом. Они постоянно стремятся обратить на себя внимание, а затем, добившись своего, доводят взрослых до раздражения или отвращения к себе. Странности в поведении "трудных детей" вызывают у педагогов, воспитателей и родителей страх, что они могут с ними не справиться, показаться смешными и беспомощными в своих воспитательных усилиях.
Психологи считают, что большую роль в формировании «трудностей» в поведении ребенка играет семья, личность родителей[7,97].
Он выделяет несколько неблагоприятных черт личности родителей. Среди них существует аффективность – избыток родительского раздражения, недовольства или беспокойства, тревоги, страх. Аффективность часто создает эффект «суматошности» в доме – хаотичности, беспорядочности, всеобщего возбуждения. Затем родители переживают случившееся, испытывая чувство вины от неспособности справиться со своими, выходящими из под контроля чувствами [7,95].
«Трудный» ребенок растет неполноценным. Он живет в своем мире, мире переживаний, фантазий, страха. Он становиться жестоким, злым, пытаясь этим привлечь к себе внимание, но за это получает лишь наказание со стороны воспитателя и детей.
В связи с актуальностью нами сформулирована тема исследования: «Работа социального педагога с трудными подростками».
Проблема исследования: каковы особенности технологии работы социального педагога с трудными подростками?
Цель исследования изучить особенности технологии работы социального педагога с трудными подростками.
Объект исследования: трудные подростки.
Предмет исследования: технология работы социального педагога.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть понятия «трудные подростки» и «социально-педагогическая технология».
3. Разработать и апробировать программу профилактики социальных отклонений у трудных подростков.
Методы исследования: теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования, наблюдение, тестирование, беседа, анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Опытно-экспериментальная база исследования: СОШ № 31 г. Орска, 8 «А» класс.
Методологическую основу исследования составили психологические и педагогические теории и концепции, отражающие проблему девиации в подростковом возрасте (Е. В. Андриенко, Л. В. Мардахаев, Л. Ф. Обухова, П. Д. Павленок), направления коррекционной работы с подростками отклоняющегося поведения (В. А. Балцевич, Е. В. Змановская, М. В. Целуйко).
Структура и содержание курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во Введении обоснована актуальность исследования, определены объект, предмет, сформулирована гипотеза, поставлены задачи исследования, выбраны база и методы исследования, выносятся положения на защиту.
В Главе 1 «Теоретические основы работы социального педагога с трудными подростками» рассматриваются отклонения в поведении как нарушение процесса социализации подростка и основные технологии работы социального педагога с трудными подростками.
В Главе 2 «Опытно-экспериментальная работа по профилактике социальных отклонений у трудных подростков» представлена и апробирована программа по профилактики социальных отклонений у трудных подростков.
Заключение представляет собой подведении итогов исследования.
Общий объем курсовой работы составляет 59 страницу машинописного текста. Список литературы насчитывает 29 наименований и отражает методологическую основу исследования.