Психолого-педагогические средства успешного интеллектуального развития старшеклассников на уроках ОБЖ
Если Вам нужна эта курсовая, но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, жмите "заказать эту работу". Естественный и технический антиплагиат по выбору. Мы с Вами свяжемся и обсудим у
Содержание
Введение. 3
1. Теоретические основы интеллектуального развития старшеклассников на уроках ОБЖ 6
2. Понятие «интеллект», «интеллектуальное развитие» в психолого-педагогической литературе. 6
1.2 Характеристика учащихся старшего школьного возраста. 17
1.3 Программа курса основы безопасности жизнедеятельности для учащихся общеобразовательных учреждений. 30
2. Опытно-экспериментальная работа по развитию интеллекта старшеклассников на уроках ОБЖ.... 37
2.1 Основы опытно-экспериментальной работы.. 37
2.2 Экспериментальная программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности». 40
2.3 Анализ результатов исследования. 51
Заключение. 55
Список использованных источников.. 57
Введение
Современное общество переживает сложные времена. В мире изменился спектр и характер угроз безопасности личности, обществу, государству. Безопасность жизни и жизнедеятельности - насущная потребность человека. По данным статистики дети - это одна из тех категорий, которая наиболее часто оказывается в экстремальных и опасных. Они же являются самыми незащищенными. В общеобразовательных школах введен предмет "Основы безопасности жизнедеятельности". Очень ответственная задача стоит перед школой - воспитание общественной культуры безопасности. Одним из необходимых условий формирования у школьников сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих является воспитание у них общепризнанных норм поведения. В педагогической практике применяются различные методические приемы для активизации процесса обучения на уроках ОБЖ. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству и развитию.
Развитие интеллекта, интереса, творческой активности и целеустремленности учащихся на уроках и внеурочных занятиях необходимое условие обучения в современной школе.
Таким образом, интеллектуальное развитие старшеклассников на уроках ОБЖ является важным аспектом.
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические средства успешного интеллектуального развития старшеклассников на уроках ОБЖ?
Цель исследования определить наиболее эффективные психолого-педагогические средства интеллектуального развития старшеклассников на уроках ОБЖ.
Объект исследования: процесс преподавание ОБЖ в старших классах.
Предмет исследования: психолого-педагогические средства интеллектуального развития.
Задачи исследования:
1) на основе изучения психолого-педагогической литературы по проблеме исследования выявить особенности интеллектуального развития старшеклассников.
2) рассмотреть программу курса по ОБЖ.
3) на основе опытно-экспериментального исследования выявить эффективные средства интеллектуального развития.
Гипотеза исследования: работа по интеллектуальному развитию старшеклассников будет эффективной, если проводить комплексную работу в данном направлении и сочетать различные формы и методы.
Методы:
1. Систематизация и обобщение теоретического материала на основе изучения психолого-педагогической литературы.
2. Наблюдение.
Методологическая база. В данной работе мы использовали специальную литературу по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности", таких авторов, как Айзман Р.И., Кирин Б.Ф., Михайлов Л.А. Чтобы составить представление о важности изучаемой темы, мы изучили Государственную образовательную программу по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности", а так же методическую литературу авторов, Мошкин Н.И. .
Для анализа возрастных особенностей школьников мы использовали материал по возрастной психологии, а так же литературу по педагогике и физическому воспитанию, следующих авторов Асмолов А.Г., Анастази А,, Кон И.С., Лишин О.В. При изучении творческих способностей школьников и особенностей игровой деятельности мы использовали методическую литературу Бондаревский В.Б., Лук А.И.