pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Коррекция эмоциональной сферы подростков с умственной отсталостью


Если Вам нужна эта курсовая, но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, жмите "заказать  эту работу". Естественный и технический антиплагиат по выбору.  Мы с Вами свяжемся и обсудим у


Содержание

Введение. 3

1.   Теоретические основы особенности эмоциональной сферы подростков с умственной отсталостью.. 7

1.1 Психологические особенности личности подростков с умственной отсталостью   7

1.2 Понятие «эмоций» и « эмоциональная сфера». 10

1.3  Эмоциональная сфера подростков с умственной отсталостью.. 22

2.Опытно-экспериментальная работа по коррекции эмоциональной сферы подростков с умственной отсталостью.. 34

2.1. Организация и методы исследования. 34

2.2 Программа коррекции эмоциональной сферы подростков с умственной отсталостью   40

2.3 Анализ результатов эксперимента. 77

Список использованных источников. 85


Введение

 

Современная социально-экономическая ситуация в России отличается некоторой неопределенностью и противоречивостью, что создает особые трудности для осуществления социальной адаптации детей с проблемами в развитии и предъявляет серьезные требования к качеству коррекционно-воспитательной работы.

Сегодня в коррекционной психологии повышенный интерес специалистов вызывают дети с легкой степенью умственной отсталости, для которых характерно стойко выраженное снижение преимущественно познавательной деятельности, возникшее вследствие органического поражения коры головного мозга. Наряду с познавательными процессами у них страдают и другие высшие психические функции, но в целом при создании благоприятных условий обучения и воспитания они достаточно перспективны в плане развития и располагают возможностями к адаптации.

Известно, что важным фактором, обеспечивающим успешность социальной адаптации, является адекватное поведение человека в обществе, которое обусловлено гармоничным взаимодействием интеллекта и эмоциональной стороны психики.

Эмоциональная сфера представлена совокупностью особых внутренних психических состояний, которые проявляются в субъективных отношениях и оказывают непосредственное влияние на познавательную деятельность и поведение, а также на функции сердечно-сосудистой, дыхательной и других важнейших систем организма.

Накопленные в коррекционной психологии данные показывают, что в жизни умственно отсталого школьника эмоции, как и при нормальном развитии, играют важную роль, являясь неотъемлемым компонентом психического отражения. Под воздействием положительных эмоций совершенствуется память ребёнка, сглаживаются недостатки внимания и мышления. Знания о принятых в обществе нормах и правилах могут влиять на его поведение, только слившись с чувствами и образовав убеждения. Материал, который вызывает эмоциональный отклик, усваивается значительно успешнее.

Это свидетельствует о необходимости глубокого изучения эмоционального развития умственно отсталых учащихся, под которым понимается последовательность позитивных изменений, ведущих к более высоким уровням дифференциации и организации эмоциональной сферы, на протяжении всего периода обучения в школе восьмого вида. Заслуживают внимания исследователей и факторы, способствующие развитию эмоционального компонента психики при умственной отсталости.

В последние 25 - 30 лет вопросы, касающиеся эмоционального развития учащихся со сниженным интеллектом, приобрели в нашей стране особую актуальность. Она обусловлена утверждением в коррекционной психологии и педагогике идей личностно ориентированного подхода, повышением требований общества к качеству подготовки умственно отсталых к жизни, а также увеличением в составе учащихся школ восьмого вида детей с выраженными расстройствами эмоциональной сферы.

Важность данной проблемы отмечают многие исследователи. Тем не менее, и в отечественной, и в зарубежной дефектологии ситуация сложилась таким образом, что особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей изучены глубоко и основательно, в то время как своеобразие эмоционального компонента психики освещено недостаточно. Это отражается на эффективности коррекционно-педагогического процесса. Однако к настоящему времени созданы все необходимые теоретические предпосылки для исследования закономерностей и особенностей эмоционального развития при умственной отсталости.

Детерминировано происхождение и развитие эмоций, определена их роль в филогенезе (П. Бард, Ч. Дарвин, У. Джемс, У. Кеннон, Э. Клапаред, К. Ланге, И.П. Павлов, Р. Плутчик, П.В. Симонов и др.).

В основном разработана феноменология эмоциональных состояний (П.К. Анохин, В.К. Вилюнас, Н.В.Витт, Ж. Годфруа, Б.И. Додонов, К. Изард, Н.Д. Левитов, А.Н. Леонтьев, В.Н.Мясищев, В.Н.Небылицын, А.Ц. Пуни, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон и др.).

Раскрыты особенности эмоциональной сферы развивающейся личности на разных возрастных этапах (Л.И. Божович, Г.М. Бреслав, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, И.С. Кон, М.И. Лисина, B.C. Мухина, Я.З. Неверович, Е.В. Субботский, Д.Б. Эльконин и др.).

Методологически значимым при разработке вопросов, связанных с развитием личности и эмоциональной сферы умственно отсталых школьников, является концептуальное положение Л.С. Выготского о своеобразии взаимодействия интеллекта и аффекта, о важности системного подхода в психологическом изучении аномального ребенка.

Большой вклад в изучение эмоционального развития учащихся со сниженным интеллектом внесли исследования А.Н. Граборова Г.М. Дульнева, Л.В. Занкова, В.И. Лубовского, М.С. Певзнер, И.М. Соловьева, Ж.И. Шиф и других специалистов.

В работах O.K. Агавеляна, Н.Л. Коломинского, К.С. Лебединской, Н.Г. Морозовой, Ж.И. Намазбаевой, В.Г. Петровой и других исследователей приводятся интересные данные, которые позволяют по-новому рассмотреть проблему умственной отсталости, шире использовать имеющиеся компенсаторные возможности психики таких детей.

При этом в современной психологии умственно отсталых школьников сохраняются следующие реальные противоречия:

- между повышенным вниманием специалистов к рассматриваемой проблеме и отсутствием стройной концепции, характеризующей эмоциональную сферу учащихся школы восьмого вида в динамике ее развития и в межфункциональном взаимодействии с другими сторонами психики;

- между потребностью в объективной информации об особенностях эмоционального развития умственно отсталых школьников и несовершенством методического обеспечения экспериментально диагностической работы;

- между прямой зависимостью успешности социальной адаптации от состояния эмоционального компонента психики учащихся со сниженным интеллектом и недостаточным теоретическим обоснованием путей и средств его коррекции и развития.

С учетом выявленных противоречий была определена тема исследования: «Коррекция эмоциональной сферы подростков с умственной отсталостью».

Цель исследования определить эффективные формы и методы коррекции эмоциональной сферы подростков с умственной отсталостью..

Объект исследования: эмоциональная сфера подростков с умственной отсталостью.

Предмет исследования - организация коррекционных занятий с подростками  умственной отсталостью.

Задачи исследования:

  1. Изучить теоретические подходы к проблеме особенности эмоциональной сферы подростков с умственной отсталостью.
  2. Изучить особенности коррекционной работы с подростками с умственной отсталотью.
  3. Составить и апробировать программу коррекции эмоциональной сферы подростков 13 лет с умственной отсталостью.

Возврат в Курсовые  Заказать эту работу