Коррекция страхов младших школьников с умственной отсталостью средствами сказкотерапии
Если Вам нужна эта курсовая, но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, жмите "заказать эту работу". Естественный и технический антиплагиат по выбору. Мы с Вами свяжемся и обсудим у
Содержание
Введение. 3
1. Теоретические основы проблемы страхов у младших школьников с умственной отсталостью.. 6
1.1 Страхи как психологический феномен. 6
1.2 Специфика проявления страхов у младших школьников с умственной отсталостью.. 14
1.3 Сказкотерапия как средство коррекции эмоциональной сферы.. 29
2. Опытно-экспериментальная работа по коррекции страхов младших школьников с умственной отсталостью средствами сказкотерапии. 38
2.1 Организация и методы исследования. 38
2.2 Анализ результатов исследования страхов у младших школьников с умственной отсталостью.. 42
2.3 Коррекционная работа по преодолению страхов у младших школьников с умственной отсталостью и анализ эффективности коррекционной работы.. 48
Заключение. 57
Список литературы.. 60
Приложение. 63
Введение
Детские страхи - весьма распространенное неблагополучие в воспитании ребенка. Проявления детских страхов весьма разнообразны. Некоторым детям свойственны ночные кошмары, когда ребенок просыпается с плачем и зовет мать, требует, чтобы взрослые спали вместе с ним. Другие отказываются оставаться одни в комнате, боятся темноты, опасаются выходить на лестницу без родителей, иногда возникают страхи за родителей, дети тревожатся, что с их мамой или папой что-нибудь случится. Некоторые дети отказываются кататься с горки, преодолевать препятствия, плавать в бассейне, убегают от приближающейся собаки, не остаются одни, не идут к врачу и т.д.
Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Обширные области исследований, посвящённых страху, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции. Литературы по данной проблеме разработано немного. Хотя проблема страхов у учащихся младших классов достаточно актуальна в настоящее время. Проблема страхов мало используется и в практике школы. Ведь, именно с поступлением в школу связанно возникновение страхов у детей. Поэтому, будучи ещё в детском саду, дети должны пройти все тесты тревожности и преодолеть барьер страха в своем сознании.
Актуальность исследования проблемы определяется тем, что с возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. И от того, смогут ли родители и педагоги уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с ребенком, и в соответствии с этим изменить свои отношения, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка.
Проблемой страхов младшего школьного возраста занимались многие учёные. Боулби в своих трудах широко раскрыл причины детских страхов.
Много времени посвятил проблеме страхов Рэчмен. Согласно его «концепции травматического обусловливания» события или ситуации, которые вызывают боль, могут вызвать страх независимо от наличного ощущения боли. Черясворт предложил перечень индикаторов страха. Он говорил, что страх может сопровождаться или за ним может следовать осторожное исследование или даже улыбка. Много методов и приёмов для снятия тревожности младших школьников разработано у А.М. Прихожан.
А.И. Захаров впервые в отечественной и мировой практике рассмотрел причины возникновения и развития дневных и ночных страхов. Привел статические данные, показывающие влияние различных факторов, в первую очередь семейных взаимоотношений, на формирование этих страхов.
Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов являются причиной ряда специфических особенностей личности умственно отсталых. Психологи (А. Д. Виноградова, Н. Л. Коломенский, Ж. И. Намазбаева и др.) указывают, что, в отличие от сверстников с нормальным интеллектом, умственно отсталых характеризует ограниченность представлений об окружающем мире, примитивность интересов, потребностей и мотивов. Снижена активность всей деятельности. Эти черты личности затрудняют формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми.
Одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения, является сказкотерапия. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей дошкольного, младшего школьного и других возрастов. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с проблемами страха, принятием своих чувств и т.д. Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.
В связи с актуальностью нами определена тема исследования: «Коррекция страхов у младших школьников с умственной отсталостью средствами сказкотерапии».
Цель исследования: определить условия и эффективность влияния сказкотерапии как способа коррекции страхов детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Объект исследования: страхи детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Предмет исследования - организация занятий по сказкотерапии как способу коррекции страхов детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Задачи исследования:
- Изучить теоретические подходы к проблеме страхов у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
- Изучить сущность сказкотерапии как средства коррекции.
- Исследовать условия эффективности применения сказкотерапии для коррекции страхов в младшем школьном возрасте у детей с умственной отсталостью.
Методологической основой исследования явились основные теоретические положения отечественных психологов, сформулированные в трудах: Т.Д. Зинкевич - Евстигнеевой, А.И. Захарова, М.В. Осориной, A.M. Прихожан, Кэрролла Э. Изарда, Н.А. Кряжевой, А.Я. Шамес и др. [10,9,23,28,15,13].