Работа социального педагога с девиантными подростками в условиях общеобразовательной школы
Если Вам нужна эта курсовая, но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, жмите "заказать эту работу". Естественный и технический антиплагиат по выбору. Мы с Вами свяжемся и обсудим у
Содержание
Введение. 6
1. Теоретические основы работы социального педагога с девиантными подростками 12
1.1 Девиантное поведение подростков как социально-педагогическая проблема 12
1.2 Особенности девиантного поведения в подростковом возрасте. 22
1.3 Характеристика форм и методов работы социального педагога с девиантынми подростками в условиях общеобразовательной школы.. 31
2. Опытно-экспериментальная работа по апробации методов работы социального педагога с девиантными подростками в условиях общеобразовательной школы. 51
2.1 Диагностика склонности подростка к девиантному поведению.. 51
2.2. Работа школьного социального педагога с подростками девиантного поведения. 64
2.3 Анализ результатов исследования. 68
Заключение. 76
Список использованных источников. 78
Приложение. 82
Приложение А.. 82
Приложение Б. 84
Приложение В. 86
Приложение Г. 88
Приложение Д.. 90
Приложение Ж.. 96
Приложение З. 105
Приложение И.. 106
Приложение К.. 108
Приложение Н.. 112
Приложение О.. 113
Введение
Современное состояние нашего общества породило множество социальных проблем, которые, казалось бы, ушли далеко в прошлое, или не имели отношения к нашей стране. Среди таких социальных явлений – массовое обнищание, нехватка средств на прожиточный минимум, потеря многими людьми постоянного заработка, работы и как возможные следствия: ухудшение материальных и жилищных условий, потеря семьи или увеличение внутрисемейных конфликтов, резкое повышение числа тех, кто употребляет наркотические, токсические, алкогольные вещества, демонстрирует отклоняющееся (девиантное) поведение, остается без надзора взрослых [15].
Особенно часто девиантное поведение наблюдается у подростков. Причинами является социальная незрелость и физиологические особенности формирующегося организма. Проявляются они в стремлении испытать острые ощущения, любопытство, в недостаточной способности прогнозировать последствия своих действий, гипертрофированном стремлении быть независимым [34]. Противоречие между биологической и социальной незрелостью подростков, с одной стороны, и требованиям общества - с другой, служит реальным источником девиации. В педагогической, медицинской и психологической литературе представлены результаты исследований, девиантного поведения подростков, факторов девиантного поведения, форм его проявления. На практике педагогами, психологами отрабатываются формы профилактики и коррекционной работы с детьми и подростками, имеющими подобные проблемы.
В изучении проблемы профилактики и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних мы опирались на исследования ученых в области девиантологии, социальной и педагогической психологии, социологии, социальной защиты и социальной реабилитации семьи и детей.
Значительное место в изучении проблем девиантного поведения детей и подростков занимают исследования отечественных ученых М.А. Алемаскина, Б.Н. Алмазова, С.А. Беличевой, В.Г. Бочаровой, М.А. Галагузовой, Я.И. Гилинского, И.Ф. Дементьевой, Е.В. Змановской, Л.М. Зюбина, В.А. Никитина, М.И. Рожкова, Л.С. Славиной, В.Г. Степанова, Н.К. Тихомировой и других.
Теории девиации как отклоняющегося поведения индивида анализируются в трудах Р. Мертона, Ю.А. Клейберга, Р. Кочюнаса. Специфика отклонений в поведении несовершеннолетних с точки зрения психологии показана в работах Б.Н. Алмазова, М.И. Буянова, Е.В. Змановской, Л.М. Зюбина, А. А. Реан; в контексте семейного неблагополучия их рассматривали Г.М. Андреева, В.М. Целуйко и др. Л.С. Алексеева, С.А. Беличева, И.Ф. Дементьева, В.Г. Степанов изучали процесс формирования девиантного поведения с позиций нарушения социализации ребенка.
Социологические аспекты проблемы также отражены в исследованиях Я.И. Гилинского, В.М. Димова, В.Н. Иванова, В.А. Ядова и др.
Социально-психологические механизмы и факторы формирования девиантного поведения несовершеннолетних изучались в работах таких авторов как А.И. Долгова, А.Е. Личко, Ф. Райс и др. Как показывают работы данных авторов, изучение социально-психологических причин девиантного поведения подростка необходимо начинать, прежде всего, с исследования его социально-психологических предпосылок. Особую значимость приобретает деятельность социально-педагогической службы школы, направленная на коррекцию и профилактику девиантного поведения подростков.
Методологические основы изучения девиантного поведения
представлены в отечественных теориях девиантологии B.C. Афанасьева, Я.И. Гилинского, Б.М.Левина, М.Е. Поздняковой; современной социологии права В.П. Казимирчука, В.Н. Кудрявцева, Ю.В.Кудрявцева, а также в трудах В.Ф. Левичевой, В.Т. Лисовского, И.А. Невского, А.С. Харчева.
Поиском путей и средств преодоления и предупреждения отклонений в поведении детей и подростков занимались Л.С. Алексеева, Е.Б. Бреева, В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, М.А. Галагузова, Г. М. Иващенко, А.И. Кочетов, Р.В. Овчарова, М.В. Рожков, Н К. Тихомирова и др.
Так, С.А. Беличева, М.А. Галагузова, Р.В. Овчарова особое внимание уделяют разработке способов профилактики различных типов девиантного поведения. Е.В. Змановской разработаны формы психопрофилактической работы с детьми-девиантами. Труды В.Н. Гурова, Н.А. Закатовой, М.В. Рожкова, И.В. Трус посвящены проблемам деятельности школы по профилактике девиантного поведения учащихся. Профилактическая работа с детьми их семьями в условиях школы рассматривается И.Ф. Дементьевой, В. Зикратовым, Г.М. Иващенко, П.Д. Павленком, Е.В. Холостовой.
Несмотря на то, что в целом рассматриваемая проблема достаточно широко представлена в работах ученых, аспект работы с девиантного поведения детей и подростков в условиях современных школ остается мало изученным.
Анализ теоретического материала по проблеме профилактики и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних и существующей практики позволяет говорить о противоречии между потребностью в повышении уровня профилактики и корекции девиантного поведения детей и подростков в условиях школы и недостаточной разработанностью форм и методов работы.
Все указанные противоречия и определили актуальность избранной темы исследования: «Работа социального педагога с девиантными подростками в условиях общеобразовательной школы».
Проблема исследования: каковы формы и методы работы социального педагога с девиантными подростками в условиях общеобразовательной школы ?
Цель исследования изучить на основе опытно-экспериментального исследования формы и методы работы социального педагога с девиантными подростками в условиях общеобразовательной школы.
Объект исследования: процесс работы с социального педагога девиантными подростками.
Предмет исследования: формы и методы работы социального педагога с подростками девиантного поведения.
Задачи исследования:
1. На основе изучения психолого-педагогической литературы по проблеме исследования выявить особенности девиантных подростков.
2. Рассмотреть формы и методы работы социального педагога с девиантными подростками в условиях общеобразовательной школы.
3. На основе опытно-экспериментального исследования выявить эффективные формы и методы работы социального педагога с подростками девиантного поведения.
Гипотеза исследования: работа социального педагога с подростками девиантного поведения будет проходить наиболее эффективно в случае если:
- будет проведена диагностика склонности подростков к девиантному поведению;
- социальный педагог разработает разнообразные формы помощи подросткам, направленные на их успешную социализацию;
- мероприятия будут учитывать индивидуальные особенности детей и их отношения со сверстниками;
- организация индивидуальной и групповой работы.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, наблюдение, анкетирование, беседа, изучение и обобщение опыта работы социальных педагогов, педагогический эксперимент, анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
База исследования: МОУ СОШ № 50 г. Орска
Методологическая основа исследования составили психологические и педагогические теории и концепции, отражающие проблему девиантых подростков (Е. В. Андриенко, Л. В. Мардахаев, Л. Ф. Обухова, П. Д. Павленок), типологию девиантных подростков ( И.А. Кочетов, М.С. Неймарк), направления коррекционной работы с девиантыми подростками (В. А. Балцевич, Е. В. Змановская, М. В. Целуйко)
Научная новизна исследования заключается в рассмотрении сущности и содержания социально-педагогической работы в школе с девиаными подростками.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации программы работы социального педагога с трудными подростками.
ВКР состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников, приложения.
В первом разделе «Теоретические основы работы социального педагога с девиаными подростками» рассматривается понятие девиантные подростки, психолого-педагогические особенности девиантных подростков, основные направления деятельности и специфика работы социального педагога в школе с девиантыми подростками.
Во втором разделе «Опытно-экспериментальная работа по апробации методов работы социального педагога с девиантными подростками в условиях общеобразовательной школы» приводятся диагностика девиантных подростков; содержание работы социального педагога с девиантыми подростками; анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
В заключении подводятся общие итоги исследования.
Список использованных источников включает 65 наименований.
Положения, выносимые на защиту:
- педагогический процесс работы с девиантыми подростками должен осуществляться целенаправленно, систематически, непрерывно, и адекватно проблеме подростка;
- разработанный и апробированный нами комплекс мероприятий с подростками является эффективным при работе с девиаными подростками.