Особенности наглядно-действенного мышления с умственной отсталостью
Если Вам нужна эта курсовая, но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, жмите "заказать эту работу". Естественный и технический антиплагиат по выбору. Мы с Вами свяжемся и обсудим у
Содержание
Введение. 3
Глава 1 теоретические основы мышления младших школьников с умственной отсталостью 4
1.1 Психолого-педагогические особенности младших школьников с умственной отсталостью.. 4
1.2 Мышление детей с умственной отсталостью.. 12
Глава 2 опытно-экспериментальная работа по изучению особенностей наглядно-действенного мышлений младших школьников. 25
2.1 Основы опытно-экспериментальной работы.. 25
2.2 Анализ результатов исследования. 28
Заключение. 33
Список литературы.. 36
Приложение 1. 38
Введение
Умственная отсталость – это стойкое нарушение познавательной деятельности, вследствие органического поражения коры головного мозга. Данное понятие объединяет многочисленные и разнообразные формы патологии, характеризующиеся недоразвитием когнитивной сферы, высших психических процессов, различающиеся по этиологии, локализации, патогенезу, клиническим проявлениям, времени возникновения и особенностям течения [11, с. 273].
Для умственной отсталости характерна более или менее равномерная недостаточность как предпосылок интеллекта (внимание, память), так и его высших функций (способность к сопоставлениям, обобщениям, анализу и синтезу, способность к творческому, оригинальному и абстрактному мышлению, к самостоятельным суждениям и умозаключениям).
Вследствие недоразвития высших психических функций отмечаются затруднения обобщать впечатления прошлого и настоящего, делать из них выводы и таким образом приобретать опыт, новые знания и понятия. Запас знаний всегда ограничен. Вследствие затруднения усвоения отвлеченных понятий они не улавливают их переносного смысла. Неспособность к абстракции может проявляться уже и в том, что счет производится только в именованных числах или при помощи подсобных предметов, счет отвлеченных чисел недоступен. Затруднено отличие главного от второстепенного, дифференциация явлений разного порядка, лучше усваивается форма, нежели внутренний смысл явлений.
У умственно отсталых лиц слабо выражена склонность к фантазированию, так как они не могут создавать новые образы из материала старых представлений.
Наиболее же существенным нарушением психической деятельности лиц с умственной отсталостью является недостаточность критического отношения к себе и ситуации, неспособность понять целесообразность своих поступков и предвидеть их последствия.
Несформированность мыслительных процессов сказывается на общем интеллектуальном и социальном развитии детей с умеренной умственной отсталостью, задерживает и затрудняет процесс обучения, углубляет негативное отношение этих детей к познавательной деятельности.
Вместе с тем, ранняя и целенаправленная коррекция мыслительных процессов у детей с умственной отсталостью является одним из важнейших условий их психического развития в целом, обеспечения готовности детей к обучению, предупреждения вторичных отклонений в развитии этих детей.
Таким образом, проблема исследования мышления и его коррекции у детей с умственной отсталостью относится к числу актуальных, теоретически и практически значимых, но недостаточно разработанных в теории и практике, что и послужило основой для исследования данной проблемы.
Вышеизложенное свидетельствует об актуальности данного исследования.
Цель исследования: выявить особенности наглядно-действенного мышления с умственной отсталостью.
Объект исследования: младшие школьники с умственной отсталостью.
Предмет исследования: процесс наглядно-действенного мышления младших школьников с умственной отсталостью.
Задачи исследования:
- Изучить специальную литературу по проблеме исследования.
- Определить понятия «умственная отсталость», «мышление».
- Разработать и апробировать программу диагностики наглядно-действенного мышления младших школьников с умственной отсталостью.