Самооценка подростков как субъектов учебной деятельности
Если Вам нужна эта курсовая, но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, жмите "заказать эту работу". Естественный и технический антиплагиат по выбору. Мы с Вами свяжемся и обсудим у
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ КАК СУБЪЕКТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 6
1.1 Понятие самооценки в современной психологии. 6
1.2 Особенности самооценки в подростковом возрасте. 10
1.3 Подросток как субъект учебной деятельности. 17
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ САМООЦЕНКИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 22
2.1 Изучение взаимосвязи между самооценкой и успеваемостью учащихся. 22
2.2 Программа занятий тренинга по формированию адекватной самооценки 27
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментального исследования. 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 45
ВВЕДЕНИЕ
Подростковый возраст – остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором переплетаются противоречивые тенденции. [17] Для этого сложного этапа показательны как позитивные (рост самостоятельности, повышение содержательности отношений с людьми, расширение сферы деятельности), так и негативные (дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов, протестующий характер поведения) проявления. В это время завершается оформление той схемы поведения, которая будет влиять на физическое и психическое здоровье, на всю дальнейшую общественную и личную жизнь. [23]
Одним из главных моментов является то, что в подростковый период происходит выход человека на качественно новую социальную позицию, в которой формируется и активно развивается сознание и самосознание личности. Постепенно происходит отход от прямого копирования оценок взрослых, возрастает опора на внутренние критерии. [21] Поведение подростка начинает все больше регулироваться его самооценкой.
Самооценка – это оценивание личностью своих возможностей, качеств и места среди людей. Она является осознанием собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды, проявлением самосознания индивидуума. Самооценка существенно влияет на эффективность деятельности и на становление личности на всех этапах развития. [17] Зависимость характера и продуктивности всех форм внешней активности субъекта от его отношения к себе нашла неоднократное подтверждение в психологии [6, 10, 15]. Поэтому отношение человека к самому себе является одним из фундаментальных свойств его личности.
Согласно исследованиям психологов, в частности, И.В.Дубровина, "Веским характерным, особенно для подростка, является в этом возрасте изменение отношения к самому себе, окрашивающее все его действия и поэтому впряженное достаточно заметно в большинстве случаев, хотя иногда и замаскировано, что однако не уничтожает его действенной роли." [17]
Таким образом, формирование самооценки – характерная особенность личности подростка. Уровень развития самосознания и адекватность самооценки служат хорошим критерием для оценки психологического возраста человека и его психологических особенностей, в том числе и каких-либо отклонений и проблем. [40]
Как было указано выше, самооценка не только влияет на общественное отношение, но и сама опосредуется им. В период становления личности, а также для внушаемых людей общественное мнение может значительно влиять на самооценку. Сказанное, очевидно, касается непосредственно всех подростков. Чем выше степень самопринятия, эмпирическим коррелятором которой является уровень самооценки, тем больше подросток верит в свои собственные возможности, в успешный исход предпринимаемых начинаний и тем больших успехов он в итоге добивается. Однако неадекватно завышенная самооценка также может служить источником личностных проблем. [12]
Помимо показателя уровня развития и особенностей личности, самооценка может выступать параметром, характеризующим качество образовательной системы: при хорошо поставленном процессе обручения и воспитания наблюдается соответствие Я-концепции учащихся психологическим особенностям их возраста. [1]
В связи с актуальностью нами определена тема исследования: «Самооценка подростков как субъектов учебной деятельности».
Проблема исследования: каковы основные формы и методы коррекции самооценки подростков в учебной деятельности?
Цель исследования: заключается в решении проблемы исследования.
Объект исследования: подростки как субъекты учебной деятельности.
Предмет исследования: самооценка подростков.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу.
2. Раскрыть понятие самооценка.
3. Рассмотреть особенности самооценки в подростковом возрасте.
4. Разработать и апробировать программу коррекции самооценки подростков в учебной деятельности.
Опытно-экспериментальная база исследования: МОУ СОШ № 16 г. Новотроицка.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент, анализ и синтез результатов исследования.