Правополушарный ребенок как субъект учебной деятельности
Если Вам нужна эта курсовая, но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, жмите "заказать эту работу". Естественный и технический антиплагиат по выбору. Мы с Вами свяжемся и обсудим у
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРАВОПОЛУШАРНОГО РЕБЕНКА КАК СУБЪЕКТА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 7
1.1 Психология младших школьников. 7
1.2 Психология учебной деятельности. 11
1.3 Особенности правополушарных детей. 16
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРАВОПОЛУШАРНОГО РЕБЕНКА КАК СУБЪЕКТА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 26
2.1 Диагностика установления степени правополушарности. 26
2.2 Диагностика особенностей учебной деятельности правополушарного ученика 29
2.3 Анализ и интерпретация результатов психолого-диагностического обследования 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 42
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в российской системе образования происходят значительные перемены. Меняются цели, содержание, а главное методы воспитания, где главными установками является изменение авторитарного и традиционного воспитания, на гуманистическое, личностно-ориентированное обучение. Для тематики данного исследования это особенно важно, так как правополушарные дети – это в первую очередь дети с особыми нуждами в общеобразовательной среде, требующие создания новых усовершенствованных технологий для работы с ними. В отношении правополушарных детей необходимо учитывать их психофизиологические особенности, важно создавать оптимальные условия для полноценного развития каждого из них, а так же для эффективного формирования индивидуальности и личностного становления. Правополушарные дети часто нуждаются в оказании психолого-педагогической помощи, так как они отличаются от подавляющего большинства левополушарных детей. На фоне этого у многих леворуких детей процесс адаптации в праворуком мире происходит слишком медленно, либо вообще не происходит, поэтому тематика данного исследования особенно актуальна, если учесть, что с каждым годом, число леворуких детей склонно увеличиваться.
Достаточно весомая методологическая база работ о проблемах правополушарных детей была написана до настоящего времени, особенно хотелось бы отметить, таких ученых как Чуприков А.П., 1985; Макарьев И.А., 1995; Москвин В.А., 1996; Безруких М.В., 1998; данные авторы подчеркивают целесообразность и важность осторожного и чуткого отношения к таким детям. Особенности функциональных асимметрий ребенка, в том числе и леворукость рассматриваются и учитываются в современных изданиях по детской патопсихологии (Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л., 2000). Проблемы обучения леворуких детей, как правило, связаны с существующими проявлениями минимальной мозговой дисфункции и обусловленные ими задержки психического развития (Марковская И.Ф., 1993). В этой связи за последние годы в данном тенденции было выполнено огромное число исследований, которые намечают перспективность и необходимость применения нейропсихологических знаний при анализе проблем школьной неуспеваемости (Семенович А.В.., 1992; Микадзе Ю.В., Корсакова Н.К., 1994; Ахутина Т.В., Пылаева Н.М., 1995; Симерницкая Э.Г., 1995; Москвин В.А., 1996; Еремееева В.Д., Хризман Т.П., 1997).
В связи с актуальностью нами сформулирована тема исследования: «Правополушарный ребенок как субъект учебной деятельности».
Проблема исследования: каковы особенности учебной деятельности правополушарных детей?
Цель исследования: изучить особенности учебной деятельности правополушарных детей.
Объект исследования: особенности правополушарных учащихся.
Предмет исследования: особенности првополушарных учащихся как субъекта учебной деятельности.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:
- Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
- Определить особенности правополушарных детей младшего школьного возраста.
- Изучить опытно-экспериментальным путем влияние правополушарности на учебную деятельность.
Гипотеза исследования: Особенности учебной деятельности правополушарных младших школьников заключаются в следующем:
- плохая зрительно-двигательгая координация;
- быстрая утомляемость;
- высокий уровень креативности.
Методы исследования: теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические методы исследования: опрос, анкетирование, педагогический эксперимент, анализ и синтез результатов исследования
Исследовательской базой СОШ №37 г. Орска
Методологическая основа исследования: в исследовании данной темы мы опирались на идеи и теории следующих педагогов и психологов: теории психического развития Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев; теории ассиметрии: М.И. Безруких, М.И.Буянов, С.П. Ефимова, Е.Д. Хомская,
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяется проблема, цель и задачи, объект и предмет, гипотеза, методы исследования.
В первой главе «Теоретический аспект изучения правополушарного ребенка как субъекта учебной деятельности» раскрыт младший школьный возраст, выделены особенности правополушарных детей, рассмотрено понятие учебного процесса.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по изучению правополушарного ребенка как субъекта учебной деятельности» представлены результаты диагностических исследований.
В заключении изложены основные выводы по исследованию, намечены направления и перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.
Общий объем курсовой работы составляет страницу машинописного текста, в работе приведены рисунки, таблицы. Список литературы включает 12 наименований.
Положения, выносимые на защиту:
- правополушарность учащихся – это межполушарная симметрия, из-за которой у ребенка ведущей является левая рука и имеются особенности в восприятии и мышлении.