pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Трудности общения в подростковом возрасте


Если Вам нужна эта курсовая, но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, жмите "заказать  эту работу". Естественный и технический антиплагиат по выбору.  Мы с Вами свяжемся и обсудим у


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРУДНОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ. 6

1.1.    Психологические особенности подросткового возраста. 6

1.3. Специфика общения в подростковом возрасте. 12

1.2.    Основные трудности общения. 19

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРИЧИН, ВЫЗЫВАЮЩИХ ТРУДНОСТИ ОБЩЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ. 25

2.1. Основы опытно-экспериментальной работы. 25

2.2. Анализ результатов исследования. 44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 50

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 53

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 56

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Для развития человека важен каждый возраст. И все же подростковый возраст занимает особое место в психологии. Подростничество - это самый трудный в сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.

Главное содержание подросткового возраста доставляет его переход от детства к взрослой. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особен­ности личности детей подросткового возраста. Рассмотрев эти особенности, используя данные отечественной психологии, в работах Л.И. Божович., В.В. Давыдова, Т.В. Драгуновой, И.В. Дуровиной, А.Н. Марковой. Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина и д.р.[3, 4, 13, 14, 18, 20, 24, 25, 27, 28, 30, 31, 33]

Известно, что к началу подросткового возраста учебная деятельность имеет свое ведущее значение в психологическом развитии учащихся. Ведущим видом деятельности, по мнению Драгуновой Т.В., Кона Н.С. и др., становится обще­ние. [4, 8, 11, 13, 14, 15, 17]

Эти исследователи так или иначе сходятся в признании того огром­ного значения, которое имеет для подростков общение со сверстниками т.к. оно находится в центре жизни подростка, во многом определяет все остальные стороны его поведения и деятельности. Л.И. Божович [3] отличает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяется возможностью широкого общения со сверстниками. В процессе общения у подростков могут воз­никать различные затруднения.

Такие трудности в общении являются одной из сложных проблем в психологии. Проблема затруднений (или “барьеров” общения) в качестве объекта специального исследования изучается отечественными и зарубежными психологами с середины 20 века (Д.Кати, Л.Ли, Г.Лассвеля, М.Андерсон, Е.С. Кузьмин, Б.Д.Парыгин. Б.Ф..Ломов, Н.Л.Коломинский, Е.А.Климов и др.)

В учебной деятельности затруднения взаимодействия между учениками внутри класса исследовали психологи Н.В.Кузьмина, А.Н.Леонтьев, А.К.Маркова, В.А.Кан-Калик, Е.В.Цуканова, В.В.Рыжов, Л.А.Поварницина и др.

Целью курсовой работы является выявление основных причин труднос­тей, возникающих в общении подростков. Задачами курсовой работы являются:

1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблема обще­ния в подростковом возрасте.

2. Изучение коммуникативных способностей подростков с целью выявления основных причин, вызывающих затруднения в общении.

3. Изучение личностных особенностей подростков с целью установления зависимости коммуникативных способностей от личностных особенностей и составление психокоррекционной программы по профилактике и преодолению трудностей общения подростков.

4. Составление психокоррекционной программы по профилактике и преодолению трудностей общения подростков.

Объектом исследования в работе являются ученики 9 класса СОШ № 8. г. Орска Количество испытуемых - 14 человек. Предметом исследования является уровень коммуникативных спо­собностей старших подростков.

Методы исследования:

- изучение литературных источников;

- методики диагностики уровня коммуникативных способностей личностных особенностей испытуемых (тест Кэттеля)

Структура работы:

В первой главе рассматриваются психологические особенности подросткового возраста, специфика общения подростков, рассматриваются некоторые причины трудностей, возникающих в общении.

Во второй главе представлен анализ данных полученных в ходе исследования.

В заключении формируются выводы по данной проблеме.

В приложении представлены некоторые фрагменты коррекционной программы по профилактике и преодолению трудностей у подростков в процессе общения.

В качестве объекта исследования неслучайно выбраны ученики старшего подросткового возраста, т.к. они находятся на промежуточном этапе между переходом от подросткового возраста к юношескому, где центральным новообразованием становится самоопределение школьника [25]. Психологическую базу для данного новообразования составляет наличие способностей и потребностей [25]. Это, прежде всего, потребность в общении и владение способами его построения. Очень важно, чтобы коммуникативные способности были сформированы в подростковом возрасте, а для этого необходимо выявить и устранить причины, вызывающие затруднения у подростков в процессе общения.

Актуальность данного исследования заключается в том, что оно направлено на выявление причин, вызывающих трудности в общении, что в свою очередь является важным фактором успешного перехода от подросткового возраста к юношескому.


Возврат в Курсовые  Заказать эту работу