pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Диагностика и развитие внимания у подростков


Если Вам нужна эта курсовая, но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, жмите "заказать  эту работу". Естественный и технический антиплагиат по выбору.  Мы с Вами свяжемся и обсудим у


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение         

3

 Глава 1

Теоретические основы изучения особенностей внимания в подростковом возрасте

7

1.1

1.2

Общая характеристика внимания

Особенности развития внимания

7

19

 

1.3

Индивидуально-возрастные и психологические особенности младших подростков

 

22

1.4

Особенности развития внимания подростков

28

 

Глава 2

Опытно-экспериментальная работа по диагностике внимания подростков

30

2.1

Описание опытно-экспериментальной работы

 

30

2.2

2.3

2.4

Выявление уровня развития внимания

Развитие внимания подростков

Результаты опытно-экспериментального исследования

 

32

38

41

 

Заключение

46

Литература

49

Приложение

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Одной из самых характерных особенностей нашей духовной жизни является тот факт, что, находясь под постоянным наплывом все новых и новых впечатлений, мы отмечаем и замечаем лишь самую малую, ничтожную их часть. Только эта часть внешних впечатлений и внутренних ощущений выделяется нашим вниманием, выступает в виде образов, фиксируется память, становиться содержанием размышлений.

Все процессы познания – будь то восприятие или мышление или иной объект, который в них отражается: мы воспринимаем что-то, думаем о чем-то, что-то себе представляем или воображаем. Вместе с тем воспринимаем не восприятие само по себе, и мыслит не сама мысль; воспринимает и мыслит человек – воспринимающая и мыслящая личность. Поэтому в каждом из изученных до сих пор процессов всегда имеется какое-то отношение личности к миру, субъекта к субъекту, сознания к предмету. Это отношение находит себе выражение во внимании. Внимание своего содержания не имеет; оно проявляется внутри восприятия, мышления. Оно - сторона всех познавательных процессов сознания, и при том та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект. Во внимании находит себе заостренное выражение связь сознания с предметом; чем активнее сознательная деятельность, тем отчетливее выступает объект; чем более отчетливо выступает в сознании объект, тем интенсивнее и само сознание. Внимание проявление этой связи сознания и предмета, который в нем осознается. Говорить о внимании, его наличии или отсутствии можно только применительно к какой-нибудь деятельности практической или теоретической. Человек внимателен, когда направленность его мыслей регулируется направленностью его деятельности, и оба направления при этом совпадают.

Внимание – один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права, на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет. Согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков.

Одно учения утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого патологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов.

Действительно, в системе патологических феноменов внимание занимает особое положение. Оно включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучать в «чистом» виде не представляется возможным. Поэтому часто внимание изучают как бы через призму других познавательных процессов.

Проблемами исследования внимания занимались такие великие ученые как Ухтомский А.А., Бродбент Д.Е., Павлов И.П., Ланге Н.Н., Узнадзе Д.Н., они выдвигали множество теорий внимания, но несмотря на значительное количество исследований, проблема внимания не стала менее значимой. По-прежнему продолжаются споры о природе внимания, способах его диагностики и главное возможно ли его развивать в частности в подростковом возрасте.

            В связи с актуальностью нами сформулирована тема исследования: «Диагностика и развитие внимания у подростков».
            Проблема исследования: каковы особенности развития внимания в подростковом возрасте.
            Цель исследования: изучении возрастных особенностей   внимания подростков. 
        Объект исследования: диагностика и развития внимания подростков.      
Гипотеза исследования состоит в том, что единственная функция, которую мы можем исследовать фронтально в динамике, — это внимание и поскольку внимание осуществляет функцию контроля деятельности, оно тесно связано с развитием самоконтроля и успеваемости школьников.
            В соответствии с целью, объектом, предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:
  1. Провести анализ литературных источников по исследуемой проблеме с целью выявления теоретических основ исследования.
  2. Раскрыть сущность понятия: «внимание».
  3. Определить возрастные  особенности внимания подростков.
  4. Спланировать и провести эксперимент по изучению функции внимания у школьников 10-х классов.
  5.   Проанализировать и интерпретировать полученные экспериментальные данные.

Исследовательской базой является 10 класс школы №23 г. Орска.

Методы исследования: наблюдение, объяснение, анкетирование,  педагогический эксперимент.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем обоснованы возрастные особенности развития внимания.

Практическая значимость исследования заключается в том, что повышение внимания было достигнуто путем внедрения разработанных методик.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

   Во введении обосновывается актуальность темы, определяется проблема, цель и задачи, объект, гипотеза, методы исследования, его научная новизна и практическая значимость.

В первой главе «Теоретические основы изучения особенностей внимания в подростковом возрасте» раскрыто понятие «внимание», анализируются свойства внимания, рассматривается процесс развития внимания, выделены возрастные особенности развития внимания подростков.

            Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по диагностике внимания подростков» представлены результаты опытно-экспериментальной работы.

В заключении изложены основные выводы по исследованию, намечены направления и перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.

Общий объем курсовой работы составляет 50 страниц машинописного текста. Список литературы  включает 35  наименований.


Возврат в Курсовые  Заказать эту работу