Психологические особенности детей с тяжелыми нарушениями голоса
Если Вам нужна эта курсовая, но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, жмите "заказать эту работу". Естественный и технический антиплагиат по выбору. Мы с Вами свяжемся и обсудим у
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ГОЛОСА………………………..6
1.1. Клинико - педагогические подходы к нарушениям голоса……………….6
1.2. Причины нарушения речи……………………………………….………….9
1.3. Нарушение голоса…………………………………………………………..10
1.3.1. Ринофония…………………………………………………………………11
1.3.2. Дисфония………………………………………………………………….12
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ТЯЖЕЛЫХ НАРУШЕНИЙ ГОЛОСА……………………………………………………….13
2.1 Методика выявления речевого развития детей……………………………13
2.2. Работа над общими речевыми навыками………………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………...……………………..41
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...42
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В последнее время увеличивается процент детей, подверженных частым заболеваниям верхних дыхательных путей. А инфекции верхних дыхательных путей вызывают дисфункцию гортани. При нарушении носового дыхания ребенок дышит ртом, что приводит к высыханию слизистой голосовых складок и делает их уязвимыми к различным воздействиям. В связи с этим охрана и развитие детского голоса должны быть составной частью воспитания и обучения детей с самого раннего возраста. Ответственность за правильное становление голосовой функции в первую очередь ложится на логопедов, как специалистов в области различных форм патологии речи и голоса. Известно, что нарушения голоса могут проявляться как самостоятельные и единственные в системе коммуникации, но и не последнюю роль играет то обстоятельство, что нарушение голоса иногда является составной частью сложного речевого дефекта, устранение которого является как бы первоочередной задачей. Голос – важная черта человеческого облика, которая либо способствует активному человеческому общению, либо затрудняет его. Это значимо для каждого человека в любой ситуации. Голос, как и взгляд, наиболее непосредственно, а именно – прямо и мгновенно, передает эмоциональное состояние человека, его отношение к окружающим. Чистый, звонкий, сильный, достаточно подвижный голос имеет для устной речи такое же значение, как и правильное произношение звуков в словах, грамматически верное построение предложений. Голос дает возможность передавать информацию на значительное расстояние, обеспечивая нормальную коммуникативную деятельность. Хорошо владея и управляя им, говорящий способен донести до слушателя гораздо больше информации, полнее, точнее выразить свою мысль, свое отношение к окружающим событиям.
Причины нарушения голоса различны от биологических до психологический. Но если биологические обусловлены наследственностью и исправить можно только хирургическим вмешательством, то психологические можно решить более безболезненно для ребенка.
В связи с актуальностью нами сформулирована тема исследования: «Психологические особенности детей с тяжелыми нарушениями голоса (дисфония и ринофония)».
Проблема исследования: заключается в раскрытии психологических особенностей детей с тяжелыми нарушениями голоса.
Цель исследования: определение психологических особенностей детей с тяжелыми нарушениями голоса.
Объект исследования: речевое развитие детей с тяжелыми нарушениями голоса.
Предмет исследования: дети с тяжелыми нарушениями голоса.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:
- Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
- Раскрыть сущность понятий: «нарушение голоса», «дисфония», «ринофония».
- Определить возможности методик по речевому развитию детей.
- Разработка и апробирование коррекционной программы, направленной на организацию помощи детям с тяжелыми нарушениями голоса.
Гипотеза исследования: коррекционная работа с детьми имеющими тяжелые нарушения голоса будет более успешной, если:
- учитывать причины нарушений;
- психологические особенности детей;
- виды нарушений.
Методы исследования: сравнения, синтеза и анкетирования, анализ, конкретизация, изучение литературных источников, длительное включенное наблюдение; поисковый, констатирующий и формирующий элементы; математико-статистический метод.
Опытно – экспериментальная база исследования: соотносится с объектом и предметом исследования.
Обоснование выбора литературных источников: в исследовании данной темы мы опирались на идеи и теории Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Ястребова В.А., Туманова Т.В., Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. и других.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяется проблема, цель и задачи, объект и предмет, гипотеза, методы исследования, его научная новизна и практическая значимость.
В первой главе «Теоретические аспекты изучения особенностей детей с тяжелыми нарушениями голоса» анализируются причины нарушений речи, выделены тяжелые нарушения голоса, содержится краткая характеристика дисфонии и ринофинии.
Во второй главе «Экспериментальное изучение тяжелых нарушений голоса» представлены результаты опытно-экспериментальной работы.
В заключении изложены основные выводы по исследованию, намечены направления и перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.
Общий объем курсовой работы составляет 42 страницу машинописного текста. Список литературы включает 22 наименования.
На защиту выносятся следующие положения:
- необходимо развивать речь детей с тяжелыми нарушениями голоса;
- разработанная методика эффективна.