Роль семьи в социализации подростков
Если Вам нужна эта курсовая, но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, жмите "заказать эту работу". Естественный и технический антиплагиат по выбору. Мы с Вами свяжемся и обсудим у
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….… ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ…………………..……………..…………… 1.1 Понятие о социализации в науке………………………………… 1.2 Особенности современной социализации …………..………………. 1.3 Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста…………………………………………….………………………… ГЛАВА 2. СЕМЬЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ……………………………………………………..…………. 2.1 Семья: понятие, типы, функции………………………………………. 2.2 Семья как часть общества………………….……………….. 2.3. Социализация в семье………………………………………… ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА……………. 3.1 Логика и содержание опытно-экспериментальной работы…………. 3.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы ………….. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…….………………………………………………………. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…...…………………………………………….. |
|
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования определяется комплексом причин научного и социального характера. Значимость данной проблемы возрастает в связи с тем, что на современном этапе российское общество находится в сложном и противоречивом процессе становления и с особой остротой встает вопрос о способах и средствах социализации ребенка, поскольку цивилизованное общество заинтересовано в успешном формировании социального опыта подрастающего поколения. От того, насколько дети младшего возраста будут готовы к социальным отношениям, зависит путь развития нашего общества в настоящее время и в будущем.
Ранее определенный тип личности задавало государство, однако, сегодня общество само должно выработать и выбрать соответствующие интересам определенных социальных групп типы, средства и способы социализации ребенка, учитывая при этом особенности современной социальной ситуации: нестабильность, сопровождающую социальное переустройство общества, усиление его расслоения, плюрализм мнений, целей, жизненных стилей, разнообразие ценностных ориентаций, автономизацию семьи, разрыв субкультур, провоцирующий обострение конфликта поколений.
Критериями социализированности личности являются его социальная компетентность, степень независимости, уверенности, самостоятельности, инициативности. Формирование социальной компетентности личности подростка предполагает комплексное, целенаправленное воздействие на определенные личностные структуры, требует объединения усилий педагогов, родителей, психологов на основе специально разработанных, педагогически и психологически обоснованных программ развития социальной компетентности, учитывающих специфику конкретного возраста.
Современные тенденции развития системы образования в России предопределяются основной целью – подготовкой подрастающего поколения к активной творческой жизнедеятельности в мировом сообществе, способного к решению глобальных проблем человечества.
Научно-гуманистическая система образования позволяет осуществить триединую цель: воспитание культурного человека (субъекта культуры), свободного гражданина (субъекта истории, гражданского общества), творческой индивидуальности (субъекта деятельности, саморазвития).
Реализация этой цели предполагает развитие в человеке способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним; становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов: воспитание способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности.
Процесс социализации личности происходит под воздействием комплекса различных факторов, которые выступают как детерминанты данного процесса. К числу таких факторов в первую очередь относятся люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает жизнь человека.
Первичной ячейкой социализации ребенка, содействующей его приобщению к сложному миру взрослых является семья. Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка. Можно выделить два типа деформации семьи: структурную и психологическую. Структурная деформация семьи есть не что иное, как нарушение ее структурной целостности, что в настоящее время связывается с отсутствием одного из родителей. Психологическая деформация семьи связана с нарушением системы межличностных отношений в ней, а также с принятием и реализацией в семье системы негативных ценностей, асоциальных установок и т.п. В настоящее время все большее внимание уделяется именно фактору психологической деформации семьи. Многочисленные исследования убедительно свидетельствуют, что психологическая деформация семьи, нарушение системы межличностных отношений и ценностей в ней оказывают мощнейшее влияние на негативное развитие личности ребенка, подростка, приводя к различным личностным деформациям — от социального инфантилизма до асоциального и делинквентного поведения. Влияние родителей на развитие ребенка очень велико, хотя родители как центр ориентации и идентификации и отступают в подростковом возрасте на второй план. Для большинства подростков родители, и особенно мать, остаются главными эмоционально близкими лицами и в этом возрасте.
Мы считаем, что вопрос о роли семьи в процессе социализации подростка требует особого внимания и понимания.
В трудах выдающихся педагогов, врачей, просветителей обосновываются положения о ведущей роли семьи в социальном, познавательном, эстетическом и физическом развитии ребенка, приобщение его к общечеловеческим ценностям (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж-Ж. Руссо, Н.В. Шелгунов, Н.Г. Чернышевский, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, П.Ф. Лесгафт, О.В. Одоевский, В.И. Достоевский, С.Т. Аксаков).
Общие вопросы семейной педагогики нашли отражение в работах Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого, В. А. Сухомлинского. Ее формы и методы рассматриваются в исследованиях Ю. П. Азарова, К. А. Аркана, Г. М. Ахматова, Г. Н. Волковой, Л. Ю. Гордина, И. В. Гребенникова, Б. Т. Лихачева, Г. А. Медынского, Н. И. Моносзон, А. М. Низовой, А. О. Пинта, А. Г. Хрипковой.
Проблема нашего исследования: какова роль семьи в социализации подростков?
Решение данной проблемы составило цель нашего исследования – выявить и экспериментально проверить влияние типа семьи на социализацию подростков.
Объект исследования: процесс социализации подростков.
Предмет исследования: тип семьи как фактор социализации подростков.
В основу нашего исследования положена гипотеза, которая состоит в предположении, что различные типы семей, выделенные по структурным и социальным признакам, обуславливают особенности социализации подростков.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования и для проверки гипотезы были определены следующие задачи:
- Проанализировать состояние проблемы социализации подростка в педагогической науке.
- Выявить сущность процесса социализации в подростковом возрасте и его специфику в условиях семьи.
- Рассмотреть типы семей и их влияние на социализацию подростков.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы; методы эмпирического исследования (наблюдение, тестирование, анкетирование), анализ результатов исследования.
Опытно-экспериментальная база исследования: средняя общеобразовательная школа с. Кумак Новоорского района, средняя общеобразовательная школа г. Новоорска.
Структура и содержание курсовой работы. Курсовая работа состоит из трех глав, заключения, списка литературы, приложения.
Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, определяются объект и предмет исследования, ставятся задачи, формулируется цель и гипотеза исследования, выбираются методы и база исследования, выносятся положения на защиту.
В первой главе «Теоретические аспекты процесса социализации подростков» рассматриваются сущность социализации, ее этапы, уровни и функции, определяются особенности современной социализации, а также дается психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста.
Во второй главе «Семья как важнейший институт социализации» рассматриваются сущность семьи, ее значение и роль в развитии подростка, а типы семьи влияющие на социализацию.
В третьей главе «Опытно-экспериментальная работа» приведены результаты экспериментального исследования, выработаны рекомендации .
Заключение представляет собой подведение итогов исследования.
Общий объем выпускной квалификационной работы составляет ___ страниц машинописного текста. Список литературы включает ___ наименования.