pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Самооценка детей оставшихся без родительского попечительства


Если Вам нужна эта курсовая, но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, жмите "заказать  эту работу". Естественный и технический антиплагиат по выбору.  Мы с Вами свяжемся и обсудим у


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ ОСТАВШИХ БЕЗ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА…………….9

1.1 Самооценка и ее формирование…………………………………………..9

1.2 Особенности самооценки младших школьников воспитывающихся в учреждениях закрытого типа…………………………………………………25

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ,ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗАКРЫТОГО ТИПА………………………………………37

2.1 Основы опытно-экспериментальной работы……………………………..37

2.2 Анализ результатов исследования………………………………………..39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………56

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….61

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования. Согласно официальной статистике на 2006 год в России насчитывается более 675 тысяч детей-сирот. Количество детей, растущих вне семейных условий, на сегодняшний день превышает численность сирот, оставшихся без родителей после Первой и Второй мировых войн, и составляет порядка 3,2% детской популяции страны. Несмотря на определенные усилия по гуманизации системы воспитания детей-сирот, расширение форм социального призрения (появление детских домов «семейного типа», фостеровских семей и т.п.), анализ данных исследований социальной адаптации выпускников интернатов свидетельствует о том, что значительная их часть испытывает особенно большие трудности социально-психологической адаптации за стенами учреждения. По данным Генпрокуратуры, из 15 тысяч подростков, ежегодных выпускников сиротских учреждений России, в течение года 5 тысяч попадают на скамью подсудимых, 3 тысячи остаются без жилья и 1,5 тысячи заканчивают жизнь самоубийством [Система социально-психологического сопровождения детей-сирот в интернатном учреждении, 2003]. Таким образом, развитие личности детей, лишенных родительского попечительства представляет собой очень острую проблему современного общества. В этой связи перед наукой стоит важная задача разработки теории и практики воспитания, максимально восполняющего отсутствие семьи, что в свою очередь с необходимостью предполагает углубленное изучение особенностей формирования личности воспитанников учреждений закрытого типа. Подчеркнем, что данная проблема не только имеет большое практическое значение, но и представляет серьезный научный интерес, поскольку психологическая дефицитарность условий развития в детском доме открывает возможность исследования роли близкого взрослого в формировании личности на разных этапах онтогенеза.
Рядом отечественных и зарубежных авторов [М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, И.В. Дубровина, Л.Ф.Обухова, A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых, А.Г. Рузская, B.C. Мухина, Й. Лангмейер, 3. Матейчек, и др.] уже проделана значительная работа в этом направлении. Применительно ко всем возрастным ступеням достаточно хорошо изучены сферы общения детей со взрослыми и сверстниками; подробно проанализированы специфические особенности условий жизни детей, оказывающие негативное влияние на их психическое развитие (бедность предметного мира, лимитированность пространства и т.д.). В то же время многие аспекты психической жизни воспитанников учреждений еще остаются почти не исследованными. Одним из таких аспектов является развитие самосознания и самооценки у младших школьников.

Известно, что уровень развития самосознания, адекватнхть восприятия себя являются важнейшими сторонами личностной зрелости, во многом определяющими возможности ее самореализации [Эриксон, 1996]. Неприспособленность выпускников учреждений к жизни в «большом мире», эмоциональная уязвимость и нестойкость во многом обуславливаются специфическим характером их самооценки и самоотношения. Какие звенья самосознания страдают в условиях воспитания без родителей? В чем заключается специфика самовосприятия этих детей? Что является важным для самооценки детей, растущих вне семьи? Как восполняется у детей-сирот дефицит любви и принятия, необходимых для формирования позитивного самоотношения? Кто замещает им родителей в качестве источника обратной связи при построении образа себя? Каким они видят отношение к себе со стороны других людей? Поиску ответов на эти вопросы пхвящена наша работа.

Выбор детей младшего школьного возраста как объекта нашего исследования был не случаен и определялся несколькими причинами. Во-первых, младший школьный возраст является важным и ответственным отрезком онтогенеза с точки зрения развития самосознания и рефлексии. Во-вторых, к младшему школьному возрасту дети, лишенные родительского попечительства, приобретают весьма значительный опыт жизни в учреждении, так что к 7 годам дефицитарный опыт общения с близким взрослым кристаллизуется в своеобразии их самосознания. Наконец, в-третьих, анализ психологической литературы показал, что экспериментальная проработанность данной проблемы применительно к младшему школьному возрасту крайне мала, несмотря на то, что самооценка, являясь ядерным образованием самосознания и личности человека, оказывает огромное влияние на все сферы его жизнедеятельности и, особенно, на взаимоотношения. Кроме того, результаты различных исследований убедительно демонстрируют, что самооценка играет труднопереоценимую роль в учебной деятельности - ведущей для младшего школьного возраста, - и позволяет во многом предсказывать ее результаты. Все это определяет актуальность изучения развития самооценки младших школьников.
На момент проведения последнего крупного исследования психического развития воспитанников учреждений интернатного типа (осуществленного A.M. Прихожан и Н.Н. Толстых в 1990 году) в арсенале отечественных психологов существовал только один класс методик изучения самооценки: методика Дембо-Рубинштейн и ее модификации. Очевидно, недостаточность методического инструментария адекватного изучению данной проблемы, явилась одной из причин слабой экспериментальной проработки проблемы самооценки младших школьников, лишенных родительского попечительства.
Однако к настоящему времени создан целый ряд оригинальных и интересных методик, таких как: Методика косвенного измерения системы самооценок [Захарова, 1993], проективная методика «Нарисуй себя» [Прихожан, 1997], методика нестандартизированных отчетов и самоописаний [Захарова, 1993]. Кроме того, переведена и адаптирована популярная на Западе, но до недавнего времени неизвестная у нас, методика С. Хартер «Шкала самовосприятия для детей».

Все это сделало изучение самооценки младших школьников, лишенных родительского попечительства, не только необходимым, но и реально возможным, а также придало планируемому исследованию существенную степень новизны.
Объектом исследования стала сфера самосознания детей, воспитывающихся в учреждениях закрытого типа.

Предметом исследования послужили отличительные особенности развития самооценки младших школьников, лишенных родительского попечения, ее структура и динамика и зависимость от системы значимых взаимоотношений.

Целью данного исследования стало установление качественного своеобразия самооценки младших школьников, воспитывающихся в учреждениях закрытого типа по сравнению с их «домашними» сверстниками.
Общая гипотеза исследования состояла в том, что ввиду своеобразия социальной ситуации развития и системы взаимоотношений с окружающими формирование самооценки детей, лишенных родительского попечительства, обладает рядом качественных отличий по сравнению с ее становлением у сверстников, растущих в семье.
Частные гипотезы работы состояли в следующем:

1. Самооценка детей, растущих в условиях детского дома, отличается от самооценки детей, воспитывающихся в семье, по высоте, структуре и динамике изменения в младшем школьном возрасте.

2. В системе значимых взаимоотношений воспитанников детдома в младшем школьном возрасте наиболее близкий круг общения образуют сверстники.

3. Самооценка воспитанников детдома отражает высокую субъективную значимость взаимоотношений со сверстниками и групповых норм сосуществования.

4. На формирование самооценки воспитанников детского дома влияет не только общение в рамках учреждения, но и вне его - с родственниками, школьными учителями и соучениками, растущими в условиях семьи.
Цель и гипотезы исследования обусловили постановку следующих задач:
• анализ психологической литературы по проблеме формирования и функционирования самооценки;
• теоретический анализ проблемы психического развития и особенностей системы взаимоотношений детей, лишенных родительского попечительства, а также качественного своеобразия самооценки младших школьников;
• эмпирическое исследование различных свойств и видов самооценки младших школьников, растущих в детском доме;
• сравнительный анализ свойств и видов самооценки у воспитанников детдома и их сверстников из семей;
• выделение относительно типичных вариантов структуры самооценки детей, воспитывающихся в двух разных социальных контекстах;
• прослеживание возрастной динамики изменения самооценки детей, растущих в условиях детдома и семьи;
• анализ связи различных сфер значимых взаимоотношений (сверстники внутри и вне учреждения, взрослые внутри и вне учреждения, кровные родственники) и характера самооценки детей, лишенных родительского попечительства.
Положения, выносимые на защиту:

1. Своеобразие общей системы самоотношения детей из учреждения заключается в сочетании сниженного уровня самоуважения и относительно высокого уровня эмоционального самопринятия. Самооценка воспитанников детдома по ряду наиболее значимых для младшего школьного возраста аспектов - успешности в обучении, популярности у сверстников, поведенческой компетентнхти, внешней привлекательности - достоверно ниже по уровню, менее адекватна и одновременно более хрупка и лабильна по сравнению с самооценками сверстников, растущих в условиях семьи.

2. Динамика развития самооценки детей из детдома обнаруживает, во-первых, особую неустойчивость во времени и, во-вторых, тенденцию к повышению ее уровня от младшего школьного возраста к подростковому. Помимо усиления с возрастом эффективности действия защитно-адаптивных механизмов, этому способствует смена ведущей деятельности: учебная деятельность, с которой у детей связано ощущение хронической неуспешности, уступает место
общению со сверстниками, в рамках которого они чувствуют себя более уверенно, что в свою очередь позитивно сказывается и на других областях их самовосприятия.

3. Установленные особенности самооценки воспитанников детдома во многом определяются своеобразием их системы значимых взаимоотношений. В то время как у младших школьников, растущих в семье, наиболее сильное влияние на формирование их самооценки продолжают оказывать взрхлые (родители и учителя), у воспитанников учреждения основное влияние принадлежит сверстникам из детдома и во вторую очередь воспитателям; немаловажную роль также играют кровные родственники, «домашние» соученики и школьные учителя.

4. В восприятии детей воспитатель детдома выступает в роли значимого взрослого и отчасти замещает отсутствующих родителей, однако не выполняет в полной мере функции близкого взрослого, доверительное общение с которым у детей в семье служит важным условием формирования позитивной самооценки и уверенности в себе. Общение с воспитателем оказывает влияние на становление самооценки детей в сфере интеллекта, поведения и общения со сверстниками, но не прослеживается в становлении их самоуважения в целом.

5. Высокая субъективная значимость взаимоотношений с группой сверстников влияет на систему ценностей детей, а вслед за ней и на структуру их самооценки, в которой приоритетными становятся такие качества, как физическая сила, отсутствие жадности, позитивный эмоциональный настрой. 


Возврат в Курсовые  Заказать эту работу