Отношение к смерти у людей в период старости
Если Вам нужна эта курсовая, но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, жмите "заказать эту работу". Естественный и технический антиплагиат по выбору. Мы с Вами свяжемся и обсудим у
Содержание
|
стр. |
|
Введение |
3 |
|
Глава 1 |
Старение как биологический, психологический и социальный процесс
|
|
1.1 1.2 |
Продолжительность жизни Старение как явление биологическое |
7 14 |
1.3 1.4. |
Старение как явление психологическое и социальноеУстановки человека к смерти |
23 29 |
|
||
Глава 2 |
Экспериментальное исследование отношения людей в период старения к смерти |
33 |
2.1 |
Можно ли прожить долго, не чувствуя себя стариком? Как сохранить до преклонного возраста силы, бодрость, ясный ум? |
33 |
2.2 |
Отношение к смерти у людей в период старения |
42 |
|
||
Заключение |
46 |
|
Литература |
49 |
Введение
В настоящее время растет осознание того, что духовное измерение человеческого опыта является полноправной сферой исследования и изучения в рамках психологической науки. Современная психология предполагает формирование представления о психическом и духовном развитии личности в контексте транскультурального и многоуровневого подхода к решению тех проблем, которые встают перед человечеством на рубеже XX и XXI века. В этой связи особое место в системе психологического знания занимает экзистенциально-гуманистическая парадигма, которая рассматривает развитие и становление личности как творческий поиск человеком своего предназначения, согласия с самим собой, актуализации своих возможностей. Жизненный путь личности связан с прохождением различных критических ситуаций, которые, по словам Э. Йоманс "можно обозначить как этапы разрушения, когда происходит ломка, отмирание или "позитивная дезинтеграция" некоторых наших естественных способов видения мира, познания себя и отношения к окружающему".
Самыми сильными критическими ситуациями личности являются те, которые связаны с осознанием собственной смертности (неизлечимая болезнь, участие в боевых действиях и т.д.) или столкновения со смертью другого (переживание потери близкого человека). Однако в экзистенциально-гуманистической парадигме любые критические ситуации можно рассматривать как своеобразное "столкновение со смертью". Причем, смерть в данном контексте понимается как трансформирующий процесс, отказ от старых, привычных способов бытия и подбор, совершенствование новых более адекватных изменившимся условиям.
Критическая ситуация переживается личностью по-разному. С одной стороны, она может оказать разрушительное действие, повышая тревогу и депрессию, чувство беспомощности и безнадежности, что может привести к жизненному кризису. А с другой, придать жизни смысл, сделать ее более полной и содержательной. В любом случае столкновение с критической ситуацией болезненно переживается личностью и изменяет ее отношение к жизни, смерти, себе и ценностям, что формирует различные жизненные стратегии, помогающие человеку выйти из критической ситуации. Все отмеченное выше позволяет говорить о необходимости психологической помощи лицам, находящимся в критической жизненной ситуации.
Однако анализ литературы показывает, что на современном этапе развития психологии, несмотря на социальную востребованность и практическую направленность, теория кризисов развита недостаточно — не разработана собственная система категорий, не прояснена связь используемых понятий с академическими психологическими представлениями, не выявлены пути и механизмы преодоления критических ситуаций.
В связи с актуальностью нами сформулирована тема исследования: «Отношение к смерти у людей в период старения».
Проблема исследования: какое отношение к смерти у людей пожилого возраста..
Цель исследования: выяснить отношение личности к смерти в период старения.
Объект исследования: мужчины 70 – 83 лет (25 человек), женщины 65 – 70 лет (33 человек).
Предмет исследования: являются эмоциональные и рациональные компоненты отношения к смерти и влияние на жизненные стратегии.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:
- Провести теоретический анализ философской и психологической литературы по предмету исследования.
- Подобрать и разработать диагностические методики адекватные цели и гипотезе исследования.
- Выявить эмоциональные и рациональные компоненты отношения к смерти.
- Определить общие и специфичные особенности отношения к и смерти.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что отношение личности к смерти включает в себя рациональные и эмоциональные компоненты, по-разному взаимодействующие в различных критических ситуациях, что определяет жизненные стратегии совладания с ними.
Методы исследования: подбирались согласно основным принципам и идеям экзистенциально-гуманистической психологии для выявления стремления к смыслу использовалась анкета "Смысложизненные ориентации" (адаптация Д.Н. Леонтьева), локуса контроля — опросник "Уровень субъективного контроля" Дж. Роттера, оценивания насыщенности своего жизненного пути — методика "Оценивание пятилетий жизни" Е.И. Головачи и А.А. Кроника, фиксирования личностных изменений в группе женщин с онкологическим заболеванием — шкала личностного роста И. Ялома, степени принятия элементов жизни — авторская методика "Принятие"; отношения к жизни и смерти — авторская анкета.
Исследовательской базой всего в исследование принимали участие 8 человек проживающих в «Доме для престарелых» поселка Гудрона.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяется проблема, цель и задачи, объект и предмет, гипотеза, методы исследования.
В первой главе «Старение как биологический, психологический и социальный процесс» рассматриваются биологические, психологические и социальные аспекты старения, выделены установки человека на смерть.
Во второй главе «Экспериментальное исследование отношения людей в период старения к смерти» представлены результаты опытно-экспериментальной работы.
В заключении изложены основные выводы по исследованию, намечены направления и перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.
Общий объем курсовой работы составляет 49 страниц машинописного текста. Список литературы включает 15 наименований.
На защиту выносятся следующие положения:
- Взаимосвязь рациональных и эмоциональных компонентов отношения к жизни и смерти в критических ситуациях определяет 8 жизненных стратегий совладания с ними. "Стремление к росту", "Поиск смысла жизни", "Любовь к жизни". "Страх перед жизнью", "Захват жизни", "Страх изменений", "Самоуничижение" и "Гедонизм".
- Критические ситуации изменяют отношение личности к жизни и смерти. Направление этих изменений будет зависеть от возможности личности интегрировать психотравмирующий опыт, связанный с критической ситуацией, а также от отношения к самой ситуации.