pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Роль взрослого в развитии активности у ребенка


Если Вам нужна эта курсовая, но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, жмите "заказать  эту работу". Естественный и технический антиплагиат по выбору.  Мы с Вами свяжемся и обсудим у


Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….3

 Глава 1. Теоретические основы проблемы развития познавательной активности у дошкольников…………………………………………………….7

1.1   Активность и ее роль в развитии ребенка…………………………………..7

1.2   Характеристика познавательной активности в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………………11

1.3   Загадка как проблемная задача для дошкольников……………………….18

1.4   Роль взрослого в развитии познавательной активности дошкольников…24

Глава 2. Содержание и методика опытно-экспериментальной  работы……..30

2.1 Особенности познавательной активности у старших  дошкольников…...30

2.2 Формирование познавательной активности посредствам  обучения детей составлению и отгадыванию загадок…………………………………………..34

2.3 Динамика познавательной активности у испытуемых……………………46

Заключение……………………………………………………………………….52

Список использованных источников…………………………………………...56

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

На современном этапе, в условиях динамичного развития общества повышаются требования к самостоятельным, инициативным, творческим людям. Между тем психологи, педагоги и социологи разных стран обеспокоены снижением уровня интеллектуального развития детей.

Бесспорно, что растет информированность современных детей, но их способность к самостоятельному мышлению, воображению падает.

Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Именно поэтому как составную часть готовности к школе исследователи (Б. Г. Ананьев, П. Я. Гальперин) выделяют интеллектуальную готовность, которая включает достаточно высокий уровень развития познавательной деятельности и мыслительных операций. Не случайно и в «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» большое внимание обращается на развитие мышления детей. В частности, в дошкольных учреждениях предлагается решение следующих задач:

  • Поощрение познавательной инициативы ребенка, детских вопросов, рассуждений, самостоятельных умозаключений, уважительное к ним отношений;
  • Опора на такие виды познавательной активности, как наблюдение, экспериментирование, познавательное общение;
  • Организация познавательной среды, стимулирующей познавательную активность детей.

В связи с реализацией этих задач представляется актуальным изучение педагогических средств, способствующих повышению познавательной активности детей уже на ступени дошкольного детства.

Проблема познавательной активности издавна привлекала внимание философов, психологов, педагогов от Сократа до наших дней (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. В. Давыдов, Д. Н. Богоявленская, Г. И. Щукина, А. Н. Поддьяков и др.). Выполнено немало работ, посвященных изучению возникновения, развития познавательной активности у детей первых лет жизни (Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддьяков и др.). В отечественной дошкольной педагогике изучены различные формы познавательной активности: любознательность (Д. Н. Годовикова, К. М. Рамонова, А. И. Сорокина и др.), познавательные интересы (Л. Ф. Захаревич, П. Г. Сирбиладзе, Т. А. Куликова и др.).

В психолого-педагогической литературе в качестве средств развития познавательной активности изучалась природа, явления общественной жизни, значительно меньше в таком качестве рассматривались народные и литературные загадки.

Загадки – одно из древнейших средств народной педагогики. Они имеют мифологическое происхождение. Загадки появились в те времена, когда люди испытывали страх перед природой, окружающей жизнью, их пугали злые силы, которые, как им казалось, были повсюду.

Поэтому первоначально загадки содержали в себе магические запреты, условный «тайный» язык в образах и своих темах. Этим люди пытались отвести от себя гнев природы, иных непонятных для них внешних сил.

С течением времени, с успехами просвещения, с ростом культуры человека, «тайный» язык постепенно теряет свое значение, и загадка начинает использоваться для проверки знаний, наблюдательности, сообразительности человека.

Содержание загадки отражает жизнь человека и окружающую действительность, поэтому с развитием общества существенно меняется содержание и тематика загадок. Современная жизнь богаче, разнообразнее, поэтому и круг тем, отражаемый в загадках, значительно расширяется на современном этапе. Ученые характеризуют загадки как поэзию парадокса и средство испытания сообразительности.

 В современном детском саду загадки используются как дидактическое, увлекательное средство в обучении детей и организации их досуга. Разнообразие видов и форм загадок позволяет использовать их для инициирования познавательной активности детей. Однако методика обучения детей составлению загадок и их отгадывания недостаточно разработана. Единственное исследование в этом направлении вела Ю. Г. Илларионова.

В связи с этим была определена цель нашей работы:

Разработать методику обучения детей составлению загадок и их отгадыванию в русле развития познавательной активности.

Объект исследования: Познавательная активность детей. 

Предмет исследования: Процесс развития познавательной активности с помощью взрослого в условиях обучения детей составлению и отгадыванию загадок.

Гипотеза исследования:

Мы исходили из того, что загадки представляют собой своеобразную проблемную задачу, решение которой сопряжено с проявлением ребенком умственного напряжения, смекалки, инициативы. Поэтому загадки могут быть действенным средством развития познавательной активности дошкольников при условии обучении их конструированию загадок и приемов их решения.

Задачи исследования:

  • Изучить природу познавательной активности и охарактеризовать загадки как средство ее развития;
  • Определить особенности отбора содержания загадок и требования к ним в разных возрастных группах;
  • Изучить особенности познавательной активности у детей опытной группы;
  • Выявить и экспериментально обосновать методику обучения составлению загадок и их отгадывания;
  • Выявить динамику развития познавательной активности детей под влиянием взрослого обучения конструированию загадок и приемов их решения.

Методы исследования:

Изучение психолого-педагогической литературы, наблюдение, опытная работа.

Опытная работа осуществлялась  на базе ДОУ № 1 «Яблонька» было охвачено 10 детей в возрасте от 6 до 7 лет.


Возврат в Курсовые  Заказать эту работу