pomogutebe.ru pomogutebe.ru

Время работы: с 8:00 на 20:00 мск

8 (961) 939-09-05

Заказать обратный звонок

Индивидуальные особенности памяти в подростковом возрасте


Если Вам нужна эта курсовая, но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, жмите "заказать  эту работу". Естественный и технический антиплагиат по выбору.  Мы с Вами свяжемся и обсудим у


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

3

 Глава 1

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

 

7

1.1

1.2

Анализ теории памяти и проблемы способностей

Индивидуально-возрастные и психологические особенности подростков

7

15

 

 

 

Глава 2

РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПАМЯТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 

31

                   2.1            Оценка уровня сформированности памяти подростка                31

 

2.2

 

2.3

2.4

Применение методик по повышению уровня сформированности памяти подростков

Результаты эксперимента

33

 

35

 

 

 

Заключение

 

36

Литература                                                                                                                38

Приложение

40

 

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Память – один из самых сложных и достаточно изученных  процессов включающий фазы запечатления, хранения и извлечение поступающей информации.

Все впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определённый след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности воспроизводятся.

“Без памяти, - писал Рубинштейн – мы бы существовали мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлом”.

Память человека можно определить, как психофизиологические и культурные процессы, выполняющим свою функцию, запоминания, сохранения и воспроизведения информации, являющиеся для неё основными. Эти функции различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково.

Поэтому в психологии память рассматривается как компонент общих и специальных способностей. При факторном анализе многочисленных познавательных функций она выделена, как первичная умственная способность.

Память входит в структуру интеллекта. Память включена также в общую способность к учению и обучаемости, является необходимым условием накопления фонда знаний и “интеллектуальных умений”. Слуховые представления и оперирования ими является важным напоминанием специальных музыкальных способностей, а математическая память включена в структуру математических способностей. (Голубев “Индиви­дуальные особенности памяти” М. “Педагогика” 1980г.)

Индивидуальные различия всегда универсальные. В животном мире они могут перекрывать видовые различия, а у людей в размах этих различий столь велик, что от них нельзя отвлекаться, поскольку конкретное проявление любого общего закона всегда включает в себя “фактор личности” и “фактор индивидуальности”. Так подчёркивая актуальность разработки данного направления.

Размах индивидуальных различий памяти человека весьма велик случай выдающихся памяти наблюдаются не только у мнемистов профессионалов, но и музыкантов, полководцев и вообще лиц самых разнообразных профессий.

Даже в обычных группах людей индивидуальные различия памяти значительны. Эти различия носят количественные и качественные характеристики. Какова же природа этих различий и чем они обуславливаются, врожденными способностями или свойствами человеческого мозга или же в значительной степени является продуктом систематических тренировок или выработки целесообразных приёмов запоминания.

Поэтому исследование данной проблемы является важным и необходимым условием для осмысливания самого процесса памяти. Т.к. память является важнейшей определяющей характеристикой психической  жизни личности. Роль памяти не может быть сведена  к запечатлению того, что “было в прошлом”. Никакое актуальное действие немыслимо вне процессов памяти, ибо протекание любого, пусть даже самого элементарного психологического  акта обязательно предполагает удержания каждого данного его элемента для сцепления с последующим. Без возможности к такому сцеплению невозможно развитие: “человек остался бы вечно в положении новорожденного”. (И.М.Сетченов).

Будучи важнейшей характеристикой всех психологических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.

Чтобы улучшить память, учителю необходимо понять, как действует ее механизм, что ему препятствует, а что облегчает работу. Этот механизм можно представить в виде цепи, между звеньями которой иногда происходят разрывы, приводящие к ухудшению памяти. Любого рода организация запоминаемого материала облегчает работу памяти, но особенно эффективны  приемы снабжения образующихся следов памяти «опознавательными знаками», или «адресами», это  намного упрощает доступ к ним. Искусство хорошего использования памяти состоит в умении удачно выбирать такие знаки, желательно в форме зрительных образов.

Итак, от учителя зависит, обретет ли подросток определенный контроль над памятью.

   В связи с актуальностью нами сформулирована тема исследования: «Индивидуальные особенности памяти в подростковом возрасте».

Проблема исследования: заключается в раскрытии особенностей развития памяти подростков.

Объект исследования: подросток.

Предмет исследования: особенности памяти в  подростковом возрасте.

Цель исследования: развитие памяти подростков.

В соответствие с целью, объектом, предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:

  1. Изучить специальную литературу по проблеме исследования.
  2. Раскрыть сущность понятия «память».
  3. Определить возможность методик  по развитию памяти.
  4. Разработка и апробирование коррекционной программы, направленной на развитие памяти.

         Гипотеза исследования: процесс обучения будет более успешным, если:

- учитывать возрастные особенности детей;

- использовать предложенные нами методики по развитию памяти.

Методы исследования:

  • Анкетирования
  • Тестирование

Опытно – экспериментальная база исследования – учащиеся 10 «Б» класса гимназии №2.

Методологическая основа исследования П.П.Блонский, А.А. Смирнова, П. Радоссавлевич, Рогов и др.

Научная новизна исследования заключается в том, что определенны некоторые особенности развития памяти подростков.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что можно учитывать и применять разработанные методики при обучении детей в школе при выявлении особенностей памяти.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяется проблема, цель и задачи, объект и предмет, гипотеза, методы исследования, его научная новизна и практическая значимость.

В первой главе «Индивидуальные особенности памяти в подростковом возрасте», рассматривается понятие «память», раскрыты виды памяти, индивидуальные особенности памяти.

Во второй главе «Развитие индивидуальных особенности памяти в подростковом возрасте» представлены результаты опытно-экспериментальной работы, анализируется и обосновываются особенности развития памяти подростка.

В заключении изложены основные выводы по исследованию, намечены направления и перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.

Общий объем курсовой работы составляет 42 страниц машинописного текста, в работе приведены таблицы. Список литературы  включает 24 наименования.

Приложение содержит диаграммы, а также 5 таблиц.

На защиту выносятся следующие положения:

ü                Поднимаемый вопрос является до конца не изученным.

ü                Разработанные методики являются эффективными при решении задачи развития памяти подростков.


Возврат в Курсовые  Заказать эту работу