Дидактическая игра как средство формирования учебной деятельности у детей дошкольного возраста
Если Вам нужна эта курсовая, но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, жмите "заказать эту работу". Естественный и технический антиплагиат по выбору. Мы с Вами свяжемся и обсудим у
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………...3
Глава 1.Психолого-педагогические основы формирования учебной деятельности у дошкольников………………………………………………..…6
1.1 Характеристика учебной деятельности…………………………………….6
1.2 Генезис учебной деятельности в дошкольном возрасте………………….10
1.3 Вопросы формирования учебной деятельности в теории и практики дошкольного образования…………………………………………………..20
Глава 2. Содержание и методика опытного формирования учебной деятельности у старших дошкольников………………………………………..29
2.1 Модель опытно-экспериментальной работы………………………………29
2.2 Особенности сформированности компонентов учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста…………………………………………30
2.3 Содержание и методика формирования учебной деятельности старших дошкольников по средствам дидактической игры…………………………….33
2.4 Результаты опытно-экспериментальной работы…………………………..38
Заключение ……………………………………………………………………..42
Список литературы…………………………………………………………….44
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Происходящие в Российском государстве эпохальные политические, социокультурные, духовные и экономические изменения не могли не повлиять на образовательную политику страны. Общая стратегия всего образования - обеспечение высокого уровня развития личности. Вместе с тем каждая ступень образования имеет свою специфику. Специфика дошкольного образования — в самоценности дошкольного периода, его роли в развитии личности как основы приобретения любых знаний и освоения сложных видов деятельности. Основу стандарта дошкольного образования составляет уровень и качество развития ребенка
Рассматривая проблему преемственности начального и дошкольного образования под углом зрения нового понимания общей стратегии образования, следует отметить особую ее актуальность. Это связано с целым рядом обстоятельств: попытками сдвинуть сроки начального образования к более ранним годам — с 5-ти и даже с 4-х лет — путем создания прогимназических классов в школах и дошкольных учреждениях; попытками решить указанную проблему с помощью создания комплексов «детский сад-школа»; приглашением в дошкольные учреждения учителей начальных классов для проведения специальных занятий по обучению грамоте, математике и др. Дошкольные учреждения работают по разным программам («Радуга», «Радость», «Развитие», «Типовая программа»).
Становление учебной деятельности ребенка сопровождается значительными изменениями, характер которых может быть различным. Так, активное и успешное осуществление учебной деятельности приводит к перестройке психических процессов (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, В.В.Репкин, А.К.Маркова, Т.А.Матис и другие), развитию познавательных интересов (Д.К.Дусавицкий, В.В.Репкин, А.К.Маркова и другие), раскрытию интеллектуального (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, В.В.Репкин, Б.А.Амуд, М.И.Воловикова, Д.З.Зак, Н.Я. Чутко и другие) и физического потенциалов детей (В.А.Гуров, Н.Ф.Казачкова, Э.Я.Оладо и другие), к позитивным изменениям в личности ребенка (К.С.Абульханова-Славская, А.К.Дусавицкий, А.В.Петровский, Ю.А.Полуянов и другие).
В настоящее время в своём теоретическом объяснении концепция учебной деятельности базируется на принципе ведущей роли обучения в развитии ребёнка (Л.С.Выготский), принципе единства психики и деятельности (А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), общепсихологической теории деятельности (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец), находящейся в тесной связи с теорией поэтапного формирования умственных действий и типов учения (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и другие).
Вместе с тем исследования специалистов по дошкольному обучению показали, что формирование учебной деятельности начинается в дошкольном детстве (Кравцова Е.Е., Ульенкова У.В., Усова А.П. и др.).
В связи с актуальностью данной проблемы мы определили тему нашего исследования: «Дидактическая игра как средство формирования учебной деятельности у детей дошкольного возраста ».
Цель исследования: выявить значимость дидактической игры для формирования учебной деятельности дошкольников.
Объект исследования: формирование учебной деятельности как психолого-педагогическая проблема.
Предмет исследования: дидактическая игра как средство формирования учебной деятельности у дошкольников.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются его основные задачи:
- Рассмотреть сущность понятия «учебная деятельность»
- Выявить особенности учебной деятельности дошкольников.
- Разработать занятия с старшими дошкольниками по формированию учебной деятельности с помощью дидактической игры.
В качестве рабочей гипотезы нами было выдвинуто предположение о том, что дидактическая игра является эффективным средством формирования учебной деятельности у дошкольников.
В работе были использованы следующие методы: анализ научно-педагогической и методической литературы; педагогическое наблюдение, моделирование; анализ продуктов деятельности детей; педагогический эксперимент.
Работа имеет практическую значимость, которая выражается в определении условий, способствующих формированию учебной деятельности шестилетнего ребенка как фактора личностной готовности к школе.