Возрастные особенности внимания младших школьников
Если Вам нужна эта курсовая, но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, жмите "заказать эту работу". Естественный и технический антиплагиат по выбору. Мы с Вами свяжемся и обсудим у
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА И ЕГО РАЗВИТИЕ………………..6
1.1. Понятие «внимание»……………………………………………………………6
1.2. Свойства внимания…………………………………………..…………………9
1.3. Функции внимания………………………………………….…………………12
1.4. Виды внимания……………………………………………...…………………13
1.5. Качества внимания…………………………………………...………………15
1.6. Особенности внимания младших школьников…………………...……………18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА И ЕГО ПЕРЕКЛЮЧАЕМОСТИ, ПРОДУКТИВНОСТИ И УСТОЙЧИВОСТИ……..…………………………………………..………………21
2.1 Цель, задачи, и методы исследования………………………………..………21
2.2. Особенности оценки переключаемости внимания младших школьников...22
2.3 Методика определения продуктивности и устойчивости внимания младших школьников................................................................................................................23
2.4. Результаты эксперимента………………………………………………..……26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……….29
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………...30
ВВЕДЕНИЕ
Наличие хорошо развитого уровня внимания в деятельности младшего школьника делает ее продуктивной, организованной активной. В прошлом столетии и на современном этапе вопрос о внимании приобрел чрезвычайно многосторонний характер. Существует множество различных точек зрения на природу происхождения и развития внимания. Проблемой развития внимания младшего школьника занимались такие исследователи как Выготский Л.С., Добрынин Н.Ф., Крутецкий В.А., Рубинштейн С.Л., Узнадзе Д.Н., Гальперин П.Я., Ермолаев О.Ю. и другие.
Без достаточной сформированности внимание процесс обучения не возможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время, переключает с одного вида работы на другой. По сравнению с дошкольниками младшие школьники гораздо более внимательны. Они уже способны концентрировать внимание на не интересных действиях, но у них все еще преобладает непроизвольное внимание. Для них внешние впечатления – сильный отвлекающий фактор, им трудно сосредоточиться на непонятном сложном материале. Их внимание отличается небольшим объемом, малой устойчивостью – они могут сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10-20 минут. Затруднены распределение внимания и него переключение с одного учебного задания на другое.
В учебной деятельности развивается произвольное внимание ребенка. Разные дети внимательны по-разному: внимание обладает разными свойствами, эти свойства развиваются у них в неодинаковой степени, создавая индивидуальный вариант.
В связи с актуальностью нами сформулирована тема исследования: «Учет индивидуальных особенностей внимания младших школьников в процессе обучения».
Проблема исследования: каковы наиболее эффективные методы развития внимание, у младших школьников с учетом индивидуальных особенностей.
Объект исследования: развитие внимание у младших школьников в процессе обучения.
Предмет исследования: методы развития внимания в процессе обучения.
Цель исследования: на основе теоретико-экспериментального исследования выявить наиболее эффективные методы развития внимания у младших школьников в процессе обучения.
В соответствие с целью, объектом, предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:
- Изучить специальную литературу по проблеме исследования
- Раскрыть сущность понятия «внимание».
- Определить возможности методик по развитию внимания у младших школьников.
- Разработка и апробирование коррекционной программы, направленной на развитие внимания.
Гипотеза исследования: если начинать развивать внимание в младшем школьном возрасте, то повышается уровень образования.
Методы исследования: сравнения, синтеза и анкетирования, анализ, конкретизация, изучение литературных источников, длительное включенное наблюдение; поисковый, констатирующий и формирующий элементы; математико-статистический метод.
Опытно – экспериментальная база исследования: соотносится с объектом и предметом исследования.
Методологическая основа исследования Выготский Л.С., Добрынин Н.Ф., Крутецкий В.А., Рубинштейн С.Л., Узнадзе Д.Н., Гальперин П.Я., Ермолаев О.Ю. и другие.
Научная новизна исследования заключается в том, что обоснованы положения о развитии внимания; определены педагогические условия применения методик.
Практическая значимость исследования заключается в том, что повышается уровень образования, если развитие внимания начинается в младшем школьном возрасте.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяется проблема, цель и задачи, объект и предмет, гипотеза, методы исследования, его научная новизна и практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы изучения особенностей внимания младшего школьника и его развитие» раскрыто понятие «внимание», определены свойства виды функции качества внимания.
Во второй главе «Экспериментальное изучение особенностей внимания младшего школьника и его развития» представлены результаты опытно – экспериментальной работы.
В заключении изложены основные выводы по исследованию, намечены направления и перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.
Общий объем курсовой работы составляет 30 страниц машинописного текста. Список литературы включает 22 наименований.
Приложение содержит 2 таблицы.
На защиту выносятся следующие положения:
- Данная проблема является недоработанной.
- Разработанная методика развивает внимание младших школьников в процессе обучения.