Психолого-педагогическое консультирование подростков группы риска
Если Вам нужна эта курсовая, но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, жмите "заказать эту работу". Естественный и технический антиплагиат по выбору. Мы с Вами свяжемся и обсудим у
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПОДРОСТКОВ «ГРУППЫ РИСКА»………………………………………………………………………………6
1.1. Общее представление о психолого-педагогическом консультировании………………………………………………………….6
1.2. Психофизиологические особенности подросткового возраста………..12
1.3. Психологические аспекты личности подростка «группы риска»……………………………………………………………………...16
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПОДРОСТКОВ «ГРУППЫ РИСКА»………………………………………………………………..23
2.1. Организация эксперимента………………………………………………..23
2.2. Разработка и апробирование коррекционных мероприятий…………….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….57
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………...59
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….63
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Ухудшение социально-экономического положения семей, безработица, возрастная миграция населения и другие негативные факторы остро отразились на положении детей и привели к росту безработицы, агрессии, преступности и правонарушений в детской и подростковой среде. По данным 414 несовершеннолетних состоят на учете из них учащиеся школ и училищ - 340. Высоким остается показатель количества детей, оставшихся без попечения родителей. Несовершеннолетние, чьи родители лишены родительских прав и которые в силу разных причин вынуждены проживать в семье, пополняют ряды безнадзорных. В течение 2003 года 600 детей содержались в специализированных детских учреждениях социальной защиты, здравоохранения и Управления образования. За последние три года количество таких детей возросло почти в два раза.
По мнению специалистов, занимающимися проблемами подростков, примерно около 50% подростков имеют девиантное (отклоняющееся) поведение. Подростки чаще всего подвержены различным стрессам (школьный стресс, сексуальный стресс, семейные стрессы и т.д.), не имея достаточного опыта для адаптации, ищут выходы различными способами, в том числе деструктивными. Поэтому подростки чаще всего подвержены таким серьезным и опасным симптомам, как антисоциальное поведение, злоупотребление наркотиками, несчастные случаи, самоубийства. Чем больше семейных неурядиц, пренебрежения и отсутствия взаимопонимания, тем более вероятно, что подросток станет токсикоманом, наркоманом, алкоголиком преступником.
В домах, где взрослые члены семьи курят, выпивают или употребляют наркотики (даже в умеренных количествах) есть вероятность того, что подростки выберут семейный тип поведения.
И все-таки большинство подростков даже в глубоком стрессе не ищут пути выхода из проблем посредством наркотиков и алкоголя. Они обладают стойкими моральными принципами, несовместимыми с такими действиями. Но есть и такие подростки, которые не так устойчивы к действиям внешней социальной среды и очень подвержены ее не всегда благотворному влиянию. Именно такие подростки и составляют «группу риска».
В связи с актуальностью нами сформулирована тема исследования: «Психолого-педагогическое консультирование подростков группы риска».
Проблема исследования: каковы способы психолого-педагогического консультирования подростков группы риска.
Цель исследования: определение рациональных способов психолого-педагогического консультирования подростков группы риска.
Объект исследования: подростки группы риска.
Предмет исследования: процесс психолого-педагогического консультирования подростков группы риска.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:
- Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
- Раскрыть сущность понятий: «консультирование», «группа риска».
- Определить особенности подростков «группы риска».
- Разработка и апробирование коррекционной методики.
Гипотеза исследования: если применять предложенные нами методики, то:
- легче установить контакт с подростком и его семьей;
- возможно исправить девиантное поведение;
следовательно, процесс перевоспитания будет протекать более успешно.
Методы исследования: наблюдение, объяснение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент.
Исследовательской базой является 9-11 классы Аланской школы.
Обоснование выбора литературных источников: Поляков Ю.Ф., Спиваковская А.С., Урсано Р., Зонненберг С., Лазар С..
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяется проблема, цель и задачи, объект и предмет, гипотеза, методы исследования, его научная новизна и практическая значимость.
В первой главе «Теоретические аспекты изучения психолого-педагогического консультирования подростков «группы риска»» раскрыты особенности психолого-педагогического консультирования, выделены особенности подростков «группы риска».
Во второй главе «Экспериментальное изучение подростков группы риска» представлены результаты опытно-экспериментальной работы.
В заключении изложены основные выводы по исследованию, намечены направления и перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.
Общий объем курсовой работы составляет 66 страниц машинописного текста. Список литературы включает 45 наименований.
Приложение содержит 12 таблиц.
На защиту выносятся следующие положения:
- данная проблема до конца не изучена;
- предложенная коррекционная программа эффективна.