Идеи гуманистической педагогики в современной методики воспитания
Если Вам нужна эта курсовая, но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, жмите "заказать эту работу". Естественный и технический антиплагиат по выбору. Мы с Вами свяжемся и обсудим у
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты идей гуманистической педагогики 6
1.1 Идеи гуманистической педагогики Сухомлинского, Б.Т.Лихачева и Ш.А.Амонашвили 6
1.2 Гуманистические идеи Л.Н. Толстого 8
1.3 Гуманистическая педагогика начала XX века в наследии Г. Винекена, А.С. Макаренко 17
Глава 2. Анализ гуманистических идей в современной методике
воспитания 20
2.1 Реализация Педагогической теории Л.Н. Толстого в современной педагогической практике 20
2.2 Проблемы гуманизации современного российского образования 28
Заключение 40
Список литературы 45
Введение
Современные процессы гуманизации и демократизации общественной жизни России находят непосредственное отражение в педагогической науке и образовательной практике.
Важной задачей является формирование и утверждение в науке педагогической теории, основанной на идеях гуманистической педагогики, овладение этой основой, ее распространение среди педагогов и педагогической общественности. Современные процессы обновления педагогических концепций, усиление внимания к проблеме нравственного воспитания в целостном педагогическом процессе приобретают особую актуальность. В то же время они не могут осуществляться без преемственной опоры на то положительное, что накоплено на всех этапах развития отечественного образования и педагогической мысли. В соответствии с этим в педагогике должны происходить теоретическое осмысление и проработка концептуальных понятий.
Изменения в социально-политической, культурной, экономической и научно-технической сферах неизбежно проецируются в понятийно-терминологическом аппарате педагогики. Поскольку теоретическое знание выражено в понятиях и терминах, а одной из основных форм мышления педагога является понятийное мышление, постольку и развитие педагогической теории и практики осуществляется через обмен идеями, выраженными в понятиях и терминах. Состояние педагогической теории и практики, а также их взаимосвязь во многом определяется состоянием понятийно-терминологической системы, которой оперируют в своей профессиональной деятельности педагоги. Это делает актуальными исследования как сложившихся терминосистем, так и процессов формирования языка науки и соответствия терминологических изменений действительным запросам научного знания. Сказанное в полной мере относится к понятийно-терминологической системе современных гуманистических концепций, необходимость исследования которой обусловливается несколькими факторами.
Возникновение новых потребностей и задач воспитания вызывает постоянные изменения в образовательно-воспитательной практике и развитии педагогических идей. В связи с этим происходит движение в педагогической терминологии: в научный оборот активно внедряются новые термины, подвергаются переосмыслению и наполняются новым гуманистическим смыслом традиционные категории педагогической науки. Новое знание, заключенное в терминологии, именно в силу своей новизны требует активного научного осмысления.
Не разрешено противоречие между необходимостью в широком освоении идей гуманной педагогики и недостаточностью научных знаний о выражении этих идей в виде понятий и терминов, то есть обозначении базовых элементов теории гуманной педагогики. Исследование педагогического наследия В.А. Сухомлинского, Б.Т. Лихачева и Ш.А. Амонашвили в русле рассматриваемой нами проблемы обусловлено, прежде всего тем, что вклад ученых в развитие понятийно-терминологического аппарата педагогической науки является практически неизученным, по причине своей историко-педагогической новизны. Все это обусловило актуальность избранной нами темы работы «Идеи гуманистической педагогики в современной методики воспитания».
Цель исследования - обобщить и систематизировать ведущие идеи гуманистической педагогики и выяснить ее роль в современной методике воспитания.
В связи с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть идеи гуманистической педагогики Сухомлинского, Б.Т.Лихачева и Ш.А.Амонашвили;
- выявить сущность гуманистических идей Л.Н. Толстого;
- рассмотреть гуманистическую педагогику начала XX века в наследии Г. Винекена, А.С. Макаренко;
- рассмотреть реализацию педагогической теории Л.Н. Толстого в современной педагогической практике;
- выяснить проблемы гуманизации современного российского образования.
Методы исследования – анализ педагогической литературы по проблеме, синтез, сравнительный метод.