Сравнительная характеристика интеллекта человека и животных
Если Вам нужна эта курсовая, но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, жмите "заказать эту работу". Естественный и технический антиплагиат по выбору. Мы с Вами свяжемся и обсудим у
СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3
ГЛАВА I ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О «ИНТЕЛЛЕКТЕ»…………………………6
1.1 Понятие «интеллект»………………………………………………………..6
1.2 Определение понятия « интеллект животных»…………………………...7
1.3 Характеристика интеллекта человека………………………………………8
ГЛАВА II СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНТЕЛЛЕКТА ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ…………………………………………………..15
2.1 Интеллект обезьян и крыс…………………………………………………..15
2.2 Интеллект муравьев…………………………………………………………20
2.3 Научение, мышление, интеллект…………………………………………...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..34
ВВЕДЕНИЕ.
Интересны исследования, которые выясняют, до какой степени, человеческого развития способна дойти горилла, как научить ее определенным образом общаться с экспериментатором и заставлять повторять или выдумывать какие-то фразы. Но что же это за метод определения интеллекта у муравьев, вот это очень интересно. Эту задачу довольно отчетливо поставил еще Данте в своей "Божественной комедии", ну всего-навсего в 1320 году. Цитата выглядит примерно так: "Так муравьи, столкнувшись где-нибудь, потрутся рыльцами, чтобы дознаться, быть может, про добычу иль про путь. Но только миг, объятья дружбы длятся". То есть, Данте не сомневался в том, что муравьи, сталкиваясь рыльцами, как это переводчик Лозинский до нас донес, какую-то информацию друг другу передают. И с самого начала этого интереса к интеллекту и языку животных возникла проблема. Проблема как бы поиска человека, поиска места человека в этом мире, здесь действительно как-то неуютно. Если здесь еще нас потеснят насекомые. И проблема эта двух точек зрения. Любопытно, что этим двум точкам зрения уже больше двух тысяч лет. И они постоянно боролись между собой. Грубо говоря, можно сказать, что одна из них как бы принижала разум животных и сводила его до очень простых реакций, а животных как бы до неких машин. Другая – ну как бы возвышала, и просто вопрос был в том, где же провести вот эту границу между человеком и животными? Представители точных наук тоже высказали свою точку зрения. Вот у основоположника теории информации, который заслуженно считается гением, это Клод Шеннон, у него, правда, в русском переводе есть небольшая фраза, что прежде чем пытаться найти внеземной разум и установить контакт с внеземными цивилизациями, стоило бы попытаться понять язык муравьев, пчёл и других общественных насекомых. Это с одной стороны. А с другой стороны, теория сверхорганизма, то есть одна из теорий, объясняющих устройство семьи общественных насекомых, утверждает, что каждый элемент очень прост, то есть каждая особь очень проста, она даже примитивна, что это устроено примерно так же, как организм, допустим, крупного животного, почему сверхорганизмом называется, а каждая клетка совершенно элементарна, по крайней мере, по сравнению с целым. Эта теория лишает, скажем, муравьев и пчёл не только разума, но даже в общем-то и сколько-нибудь сложного поведения. То есть все вместе – да, а по отдельности – нет. Да, да, как вот организм и клетки, клетка ведь и не говорит, и не пишет, а вот организм может ну, там стихи сочинять. То есть представители, скажем так, точных наук тоже придерживаются двух противоположных точек зрения.. Ну, если очень коротко проследить эту борьбу идей, то самое интересное может быть то, что это не шло от простого к сложному, не было такого, что сначала изучили простые реакции животных, а потом поняли, что животные могут решать сложные задачи. По сути дела, научное воззрение на поведение, интеллект и язык животных зародились в 19 веке, и одновременно развивались две ветви. Их называют, стали называть в 20 веке бехевиоризм и гештальтизм, от слова "бихевиор" – "поведение", хотя это ни о чем не говорит, и "гештальт" – "образ", целостный образ. История была примерно такая. После выхода в свет книги Дарвина "Происхождение видов" и несколько позднее – "Выражение эмоций у человека и животных", с одной стороны, научное сообщество почти сразу увлеклось идеей о том, что психические свойства человека имеют эволюционные корни.
В связи с актуальностью проблемы выбрана тема исследования: «Сравнительная характеристика интеллекта человека и животных».
Цель работы: изучить интеллект животных и человека и сравнить его.
В соответствии с целью работы намечены следующие задачи:
1. Изучить литературу по данной проблеме;
2. Раскрыть сущность интеллекта человека и интеллекта животных;
3. Рассмотреть проявления интеллекта животных на примерах;
4. Сравнить интеллект животных и человека.
Объектом исследования данной курсовой работы является интеллект человека и животных.
Предметом исследования – сравнение интеллекта человека и животных.
Главным методом исследования является изучение и пеработка информации по данной проблеме.