Специфика работы социального педагога с одаренными детьми
Если Вам нужна эта курсовая, но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, жмите "заказать эту работу". Естественный и технический антиплагиат по выбору. Мы с Вами свяжемся и обсудим у
Содержание
Введение 3
Глава I. Теоретические основы работы социального педагога с одаренными детьми 6
1.1. Сущность понятия детской одаренности 6
1.2. Историко-педагогический анализ одаренности и пути ее решения в современной педагогической науке 9
1.3 Диагностика по выявлению детской одаренности 13
1.4. Формы и методы работы социального педагога с одаренными детьми 14
Глава II. Опытно-экспериментальная работа социального педагога с одаренными детьми 21
2.1 Модель опытно-экспериментальной работы по выявлению детской одаренности 21
2.2 Экспериментальные исследования проблемы работы социального педагога с одаренными детьми 22
2.3. Специфика оказания социально-педагогической помощи одаренным детям 27
2.4 Анализ полученных результатов 31
Заключение 38
Список использованной литературы 41
Приложение 1 43
Введение
Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, учителей и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Уже существуют способы выявления таких детей, вырабатываются программы помощи им в реализации своих способностей. Однако проблема диагностики и развития высоко одаренных и талантливых детей на всех этапах их обучения, проблема понимания детьми своей одаренности и личной ответственности за творческую самореализацию существует.
“Гений падает с неба...”,- это цитата Дидро. Но у нее есть продолжение: ”И на один раз, когда он встречает ворота дворца, приходится сто тысяч случаев, когда он попадает мимо.”
Вопросами одаренности детей занимались зарубежные и отечественные ученые. Известны крупные исследования в области психологии творческой одаренности американцев Дж.Гилфорда, П.Торренса, Ф.Баррона, К.Тейлора. На основе идей психологов Дж.Кэррола и Б.Блума их последователями была разработана методика обучения одаренных детей. Изучением особо одаренных детей занимался Ж.Брюно. (“Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика”).
Проблемы одаренности изучали отечественной науке: Матюшкин А.М. в работе “Концепция творческой одаренности” и др., Шумакова Н.Б. в ряде своих работ, Чистякова Г.Д. в статье “Творческая одаренность в развитии познавательных структур”, Юркевич В.С. в “Проблемах диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога".
В связи с актуальностью, нами определена тема исследования: «Специфика работы социального педагога с одаренными детьми».
Проблема исследования: каковы условия оказания социально-педагогической помощи одаренным детям.
Цель исследования: выявить наиболее эффективные формы работы социального педагога с одаренными детьми.
Объект исследования: процесс социально-педагогической помощи одаренным детям.
Предмет исследования: формы и методы осуществления социально-педагогической помощи одаренным детям в образовательном учреждении.
Гипотеза исследования: если оказывать систематическую помощь одаренным детям, то это позволит решить проблемы одаренных детей в образовательном учреждении.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования, нами сформулированы следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность понятия одаренности.
2. Рассмотреть психофизические особенности одаренных детей.
3. На основе теоретико-экспериментальных исследований, рассмотреть особенности работы социального педагога с одаренными детьми.
4. Провести экспериментальное исследование по выявлению наиболее эффективных форм и методов работы социального педагога с одаренными детьми.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме работы социального педагога с одаренными детьми, методы беседы, анкетирования, эксперимент.
В ходе проведения теоретико-экспериментального исследования мы опирались на следующие концепции и теоретические положения: понятие творчества (Богоявлинская Д.Б., Гилфарт Дж., Тэйлор К.), проблема одаренности (Матюшкин А.М., Чистякова Г.В., Юркевич В.С.), понятие одаренности (Лейтес Н.С, Брюно Ж., Матюшкин А.М.), «концепция творческой одаренности» (Матюшкин А.М.).
Опытно-экспериментальная база исследования: общеобразовательная школа №8 г. Орска Оренбургской области.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная методика социально-педагогической работы с одаренными детьми была апробирована в общеобразовательной школе №8 г. Орска Оренбургской области и ее результаты, а также разработанные формы проведения консультирования работы социального педагога могут быть рекомендованы студентам педагогических факультетов, учителям и социальным педагогам общеобразовательных школ.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Во введении кратко обоснована актуальность проблемы, определены объект, предмет, цель и задачи исследования, сформулирована гипотез.
В первой главе «Теоретические основы работы социального педагога с одаренными детьми» рассматривается теоретическое обоснование проблемы. Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа социального педагога с одаренными детьми» приводится описание опытно-экспериментальной базы.
В заключении подведены итоги исследования, сделаны выводы, намечены пути дальнейшей разработки проблемы.
Список литературы содержит 28 наименований.
В приложении приводится диаграмма соотношения типов восприятия в группе.