Литературная игра как средство формирования интереса к чтению младших школьников
Если Вам нужна эта курсовая, но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, жмите "заказать эту работу". Естественный и технический антиплагиат по выбору. Мы с Вами свяжемся и обсудим у
Содержание
Введение………………………………………………………………………..….3
Глава I. Психолого-педагогические аспекты процесса формирования
познавательного интереса к чтению………………………………..……7
1.1 Познавательный интерес как фактор активности и
самостоятельности учения школьника ……………………………..7
1.2 Особенности формирования познавательного интереса
в учебном процессе начальной школы……………………………....9
Глава II. Опытно-экспериментальная работа
по формированию познавательного интереса
средствами литературной игры………………………………………..20
2.1 Литературная игра как средство
формирования познавательного интереса…………………………..20
2.1 Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы
по формированию познавательного интереса
у младших школьников средствами литературной игры……………...22
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованной литературы …………………………………………..37
Приложения …………………………………………………………………….38
Введение
Проблема формирования познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения относится к числу наиболее актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой обучения.
В настоящее время исследования ученых убедительно показали, что возможности людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а норма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление человека, повысить коэффициент его полезного действия, наконец, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа и о существовании которых многие подчас и не подозревают. Поэтому особо остро в последние годы стал вопрос о формировании общих приемов познавательной деятельности.
Значимость избранной темы курсового исследования определяется тем, что познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.
Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.
Познавательный интерес выступает и как сильное средство обучения. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Познавательный интерес – не враг волевого усилия, а верный его союзник. В интерес включены, следовательно, и волевые процессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности.
Использование литературных игр в учебном процессе важное средство развития познавательного интереса. В познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все важнейшие проявления личности, поэтому проблема формирования познавательного интереса средствами литературной игры, актуальна в начальной школе.
В соответствии с актуальностью нами определена тема исследования: «Литературная игра как средство формирования интереса к чтению младших школьников».
Проблема формирования познавательного интереса средствами литературной игры недостаточно изучена в отечественной литературе.
Цель данного исследования – определить особенности использования литературной игры для активизации познавательного интереса к чтению младших школьников.
В соответствии с целью исследования нами были сформулированы следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «познавательный интерес».
2. Определить особенности формирования познавательного интереса в учебном процессе на уроках чтения в начальной школе.
3. Рассмотреть особенности применения литературных игр на уроках чтения в начальной школе.
4. Опытно-экспериментальным путем доказать эффективность использования литературной игры для активации познавательного интереса к чтению младших школьников.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников чтению.
Предмет исследования: литературная игра как средство формирования познавательного интереса к чтению младших школьников.
Гипотеза: формирование познавательного интереса на уроках в младших классах достигается через использование литературных игр, направленных:
- на развитие самостоятельности, творчества, оригинальности мышления;
- на приобретение умения пользоваться полученными знаниями;
- на интеграцию знаний.
База исследования – общеобразовательная школа № 52 г. Орска.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами применялись следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, анкетирование, изучение и анализ продуктов творческой деятельности учащихся, психолого-педагогический эксперимент.
Исследование состоит из трех этапов, каждый из которых преследует определенные цели:
I этап – изучение и анализ литературы, разработка концепции и методики исследования, обобщение и анализ педагогического опыта;
II этап – проведение опытно-экспериментальной работы;
III этап – анализ результатов исследования, их обобщение, формулирование основных выводов, литературное оформление результатов исследования, формулировка практических рекомендаций.
Практическая значимость работы обусловлена тем, что ее результаты могут быть использованы в практической деятельности учителей и студентов.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обосновывается актуальность проблемы, формулируется тема курсовой работы, выясняется объект, предмет исследования, ставится цель курсовой работы, формулируются задачи исследования, выбираются методы исследования.
В первой главе курсовой работы «Психолого-педагогические аспекты процесса формирования познавательного интереса к чтению» рассматривается познавательный интерес как фактор активности и самостоятельности учения школьника, выясняются особенности формирования познавательного интереса в учебном процессе начальной школы.
Во второй главе курсовой работы «Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательного интереса средствами литературной игры» литературная игра рассматривается как средство формирования познавательного интереса младших школьников к чтению, а также представлены результаты эксперимента по применению литературной игры как средства формирования познавательного интереса. В заключении подведены основные итоги работы. Список литературы содержит 15 источников.
Положения, выносимые на защиту:
1. Познавательный интерес к чтению младших школьников.
2. Литературная игра как средство формирования познавательного интереса.
3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию познавательного интереса у младших школьников средствами литературной игры.