Психологическая поддержка детей в неполных семьях
Если Вам нужна эта курсовая, но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, жмите "заказать эту работу". Естественный и технический антиплагиат по выбору. Мы с Вами свяжемся и обсудим у
Содержание
Введение 3
Глава I Теоретические основы психологической поддержки детей в неполных семьях 6
1.1 Понятие и сущность неполной семьи 6
1.2 Проблемы неполных семей 7
1.3 Влияние неполной семьи на становление личности 12
Глава II Опытно-экспериментальная работа по психологической поддержке детей в неполных семьях 16
2.1 Сущность и проведение исследования по выяснению проблем и особенности социализации детей из неполных семей 16
2.2 Процедура и анализ результатов исследования 17
2.3 Психологическая поддержка детей из неполных семей 25
Заключение 33
Список использованной литературы 36
Приложения 37
Введение
В настоящее время в Российской Федерации наступил кризис института семьи. Возрастает количество разводов, повышается количество одиноких матерей. Кризис в системе здравоохранения привел к повышению материнской смертности в России. В связи с этим возрастает количество детей, растущих в неполных семьях. Поэтому проблемы курсовой работы актуальны в настоящее время.
В связи с актуальностью проблемы выбрана тема курсовой работы: «Психологическая поддержка детей в неполных семьях».
Неполные семьи стали куда более привычным явлением в современном мире, чем те, где воспитанием занимаются и мать, и отец. В настоящее время психологи вновь вернулись к изучению последствий взросления в неполной семье для психики ребенка. Специалисты серьезно углубили знания по данному вопросу.
В подавляющем большинстве случаев, когда речь идет о неполной семье, отсутствует именно отец. Причем, такое явление типично не только для нашей страны, но и для западных стран. Например, в России, согласно данным Госкомстата России, более четверти всех детей рождаются вне брака. Более половины регистрируются только по заявлению матери. По статистике за 2003 год, около 200 000 детей школьного возраста официально воспитываются в, так называемых, материнских семьях. Причем, согласно неофициальным данным большое количество детей, зарегистрированных на обоих родителей, на деле получают от отцов только фамилию. А в Германии таких детей около 2,2 миллионов, то есть каждый седьмой ребенок до 17 лет, правда, немецкая статистика в большей степени отражает реальность. Причем, 84 % родителей-одиночек - это женщины.
Недавно были опубликованы результаты долгосрочного исследования, проводившегося в Лейпцигском Университете. По сообщению Spiegel-ONLINE, медики обследовали и опросили 675 "детей войны", родившихся между 1930 и 1945 годом, и выросших без отца. Причем, по мнению ученых, такой интерес обусловлен в первую очередь тем, что в настоящее время все больше детей становятся жертвами локальных конфликтов и войн, в которых теряют родителей. Особенно тяжело приходится тем, кто попадает в возрастную группу до 6 лет. Среди них число депрессивных и психосоматических расстройств встречается в два раза чаще. Кстати, те дети, которые пережили ужасы войны, но не остались сиротами, куда быстрее адаптируются к мирным условиям и быстрее восстанавливаются после травмирующих событий.
Оказалось, что люди, выросшие без отца, в большей степени подвержены депрессивным расстройствам, чувством недоверия к окружающему миру и людям, повышенной усталостью. А женщины страдали от нервного истощения, слабости и от сердечно-сосудистых заболеваний. Исследователи сообщили, что пережившие безотцовщину в детстве в большей степени подвержены разного рода социальным отклонениям, а также негативному и обостренному восприятию мира. Причем, такого рода последствия длились в течение десятилетий или всей жизни. Более ранние исследования показали, что дети, лишившиеся отца, впоследствии чаще испытывают недовольство жизнью и страдают приступами паники. Кроме чисто психологических проблем, которые могут переходить и в психические, многие болеют разными заболеваниями, которые имеют психосоматическую природу.
Таким образом, объект данной курсовой работы – неполные семьи в России.
Предмет исследования – психологическая поддержка детей из неполных семей.
Цель курсовой работы – выявить сущность проблем детей из неполных семей и рассмотреть мероприятия по их поддержке.
Гипотеза работы – дети из неполных семей нуждаются в психологической поддержке.
В связи с актуальностью, темой, объектом, предметом и целью курсовой работы, нами были сформулированы следующие задачи в работе:
- рассмотреть проблемы неполных семей;
- провести опытно-экспериментальное исследование по психологической поддержке детей из неполных семей.
В настоящей работе мы пользовались следующими методами исследования: методом анализа Психолого-педагогической литературы по проблеме неполных семей, методом анализа и синтеза результатов исследования, методами беседы, аналогии, анкетирования.