Творческие задания как средство активизации познавательного интереса младших школьников
Если Вам нужна эта курсовая, но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, жмите "заказать эту работу". Естественный и технический антиплагиат по выбору. Мы с Вами свяжемся и обсудим у
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения………………………..…7
1.1 Сущность понятия «познавательный интерес» и особенности его формирования в учебном процессе в начальной школе…………………..………7
1.2 Применение творческих заданий для активизации познавательного процесса на уроках математики……………………………………………….......................17
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по активизации познавательного интереса на уроках математики с использованием творческих заданий……….24
2.1 Содержание и описание опытно-экспериментальной работы………………24
2.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы…………………...39
Заключение…………………………………………………………………………43
Литература …………………………..……………………………………………..45
Приложение………………………………………………………………….……..47
Введение
Проблема формирования познавательного интереса — одна из актуальных в современной науке. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её в практике обучения.
В настоящее время исследования ученых убедительно доказали, что возможности людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а норма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление человека, повысить коэффициент его полезного действия, наконец, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа, и о существовании которых многие подчас и не подозревают. Поэтому особо остро в последние годы стал вопрос о формировании общих приемов познавательной деятельности.
Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.
Познавательный интерес - это один из важнейших мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.
Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.
Классическая педагогика прошлого утверждала – ” Смертельный грех учителя – быть скучным”. Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Познавательный интерес – не враг волевого усилия, а верный его союзник. В интерес включены, следовательно, и волевые процессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности.
Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все важнейшие проявления личности, поэтому проблема формирования познавательного интереса актуальна в начальной школе.
Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Именно на это должны быть направлены усилия педагогов.
Тяга к творчеству, которая (как и всякая чисто человеческая потребность) является не врождённым качеством, не природным даром, а результатом воспитания (стихийного, незаметного или организованного, очевидного), — эта тяга к творчеству может быть сама обращена в средство педагогического воздействия, в частности, в средство формирования познавательных интересов школьников, в средство формирования потребности учиться, получать знания.
В соответствии с актуальностью, нами определена тема исследования: «Творческие задания как средство активизации познавательного интереса младших школьников на уроках.
Объект исследования: процесс активизации познавательного интереса.
Предмет исследования: творческие задания как средство активизации познавательных интересов младших школьников.
Цель данного исследования –определить особенности использования творческих заданий на уроке для активизации познавательного интереса младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование познавательного интереса на уроках математики в младших классах достигается через использование творческих заданий, направленных:
- на развитие самостоятельности, творчества, оригинальности мышления;
- на приобретение умения пользоваться полученными знаниями;
- на интеграцию знаний.
В соответствии с объектом, предметом и целью и гипотезой исследования, нами были сформулированы следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия познавательный интерес;
2. Определить особенности формирования познавательного интереса в учебном процессе;
3. Выявить особенности применения творческих заданий в формировании познавательного интереса;
4. Опытно-экспериментальным путем доказать эффективность использования творческих заданий на уроке математике для активации познавательного интереса младших школьников.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами применялись следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, анкетирование, изучение и анализ продуктов творческой деятельности учащихся, психолого-педагогический эксперимент.
Исследование состоит из трех этапов, каждый из которых преследует определенные цели:
I этап – изучение и анализ литературы, разработка концепции и методики исследования, обобщение и анализ педагогического опыта;
II этап – проведение опытно-экспериментальной работы;
III этап – анализ результатов исследования, их обобщение, формулирование основных выводов, литературное оформление результатов исследования, формулировка практических рекомендаций.
Практическая значимость работы обусловлена тем, что ее результаты могут быть использованы в практической деятельности учителей и студентов.