Преодоление нарушений связанной речи у первоклассников с задержкой психического развития
Если Вам нужна эта курсовая, но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, жмите "заказать эту работу". Естественный и технический антиплагиат по выбору. Мы с Вами свяжемся и обсудим у
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I Психолого-педагогическое обоснование проблемы преодоления нарушений связной речи у младших школьников с задержкой психического развития………………………………………………………………………….6
1.1 Понятийно-терминологический аппарат проблемы………………………6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития………………………………………………………….8
1.3 Особенности развития связной речи у младших школьников с задержкой психического развития…………………………………………………………13
1.4 Основные направления коррекции связной речи младших школьников с задержкой психического развития……………………………………………..17
Глава II Опытно-экспериментальная работа по преодолению нарушений связной речи у первоклассников с задержкой психического развития……..21
2.1 Программа эксперимента…………………………………………………..21
2.2 Выявление уровня сформированности связной речи у первоклассников с задержкой психического развития……………………………………………23
2.3 Работа по преодолению нарушений связной речи у первоклассников с задержкой психического развития……………………………………………26
2.4 Результаты коррекционной работы по преодолению нарушений связной речи у первоклассников с задержкой психического развития………………37
Заключение……………………………………………………………………...40
Список использованной литературы …………………………………………50
Приложение………………………………………………………………………..
Введение
Перед массовой школой стоит важная и ответственная задача – обеспечить в процессе обучения и воспитания всестороннее развитие каждого ребенка. Осуществляя эту сложную задачу педагогический коллектив школы сталкивается с наличием у детей затруднений в обучении, которое обусловлены теми или иными отклонениями в их развитии, приводящими к неуспеваемости этих детей в школе.
Отклонения или аномалии в развитии детей весьма разнообразны. Они могут касаться различных сторон психофизического развития ребенка: слухоречевой системы, зрительного восприятия, интеллектуальной, эмоционально-волевой, двигательной сферы проявляться в разной степени и вызываться различными причинами.
Задача учителей – найти правильный, индивидуальный подход к каждому ребенку, имеющему те или иные отклонения. В современном обществе стали встречаться такие проблемы в развитии, как нарушение связной речи, особенно это проявляется у детей с задержкой психического развития.
Очень важно своевременно еще в дошкольном и младшем школьном возрасте устранить эту проблему.
В связи с тем, что связанная речь является сложной формой речи, ребенок овладевает ею постепенно. Связная речь формируется на основе диалогической речи в ходе ситуативного общения. Поэтому необходимо обеспечивать на уроках и вне их ситуации, игры и упражнения, в которых у детей будут возникать потребности в общении.
Коррекционная направленность педагогического процесса предполагает преодоление и коррекцию имеющихся у ребенка нарушений. Эффективность предлагаемых коррекционно-педагогических приемов возможна только при систематическом и раннем их применении с учетом дифференцированного подхода в зависимости от структуры нарушенного развития, клинического диагноза, характера ведущего нарушения. Успех коррекционной работы определяется также индивидуальными особенностями ребенка, его склонностями, интересами, способностями, особенно при возможно более раннем их выявлении и развитии.
Таким образом, объект исследования – это система коррекционно-развивающего образования первоклассников с задержкой психического развития.
Предмет исследования – процесс преодоления нарушения связной речи у первоклассников с задержкой психического развития в условиях коррекционно-развивающего обучения.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить методы преодоления нарушения связной речи у детей с задержкой психического развития.
Гипотеза: использование коррекционных методов на уроках чтения, развития речи, русского языка является средством преодоления нарушений связной речи у первоклассников с задержкой психического развития в условиях коррекционно-развивающего обучения, если:
- методы коррекции соответствуют типу нарушений связной речи и возрасту ребенка;
- работа по преодолению нарушений осуществляется систематично, комплексно.
В соответствии с целью, предметом и выдвигаемой гипотезой, сформулированы следующие задачи исследования:
1. Исследовать состояние проблемы в теории и практике, обосновать понятийный аппарат исследования;
2. Определить средства формирования связной речи у первоклассников с задержкой психического развития.
3. Выявить влияние развития уровня связной речи на успешность обучения первоклассников с задержкой психического развития.
В исследовательской работе использовали следующие методы исследования:
- анализ педагогической, психологической, коррекционно-педагогической литературы;
- метод обобщения и сравнения результатов;
- метод наблюдения и эксперимент.
База исследования: школа №25, 1 «А» класс.