Влияние музыкально-ритмических движений на развитие чувства ритма у младших школьников
Если Вам нужна эта курсовая, но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, жмите "заказать эту работу". Естественный и технический антиплагиат по выбору. Мы с Вами свяжемся и обсудим у
План
Введение
Глава I Теоретические основы процесса развития музыкально-ритмических движений
1.1 Философский и психолого-педагогический аспекты развития музыкальных способностей младших школьников
1.2 Из истории развития музыкально-ритмических движений как вида деятельности на уроках музыки
1.3 Музыкально-ритмическая деятельность младших школьников
Глава II Учебно-методические исследования по формированию чувства ритма посредством музыкально-ритмических движений
2.1 Диагностика развития чувства ритма младших школьников фактор одного из основных компонентов развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста
2.2 Эффективные методы и приемы развития чувства ритма посредством музыкально-ритмических движений
2.3 Анализ проведенной опытно-экспериментальной работы
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Среди многих видов искусства музыка по правы занимает особое место в эстетическом и художественном воспитании, и во всей системе формирования всесторонне и гармонически развитого человека. Палитра музыки богата, язык ее гибок и многообразен. Все, что неподвластно слову, не находит в нем своего выражения, находит отражение в музыке. Особенно ярко и воспевает она великую гармонию природы.
Давно замечено, что постоянное общение с музыкой пробуждает в человеке острую наблюдательность к голосам и созвучием природы, прививает умение и потребность ассоциировать различные явления окружающей среды.
Музыка есть прямое воплощение жизни. Чем больше мы вдумываемся в сущность музыки, тем больше убеждаемся в том, что она и есть сама жизнь. Все вокруг нас звучит, поет в природе, в работе, в биении сердца, в топоте скачущей лошади и так далее – мы его слышим в музыке.
Свои первые шаги в приобщении к музыке ребенок делает еще до школы. Он слушает ее, смотря детские мультфильмы и передачи, где она является одним из средств эмоционального воздействия. Музыка вызывает у него чувство радости; частое ее слушание сопровождается движениями.
Учащиеся младших классов, уже придя в школу, имеют хорошую координацию движений при ходьбе, беге, прыжках. По собственной инициативе они с удовольствием импровизируют под музыку, используя прихлопы, притопы, выразительные действия с предметами (мячом, палочками, лентами), простейшие музыкальные инструменты. Им свойственно ощущение единства музыки и движения. Это качество является основой музыкального развития ребенка в музыкально-ритмической деятельности.
Из-за ограниченности времени и, как правило, отсутствия специального помещения движениям на уроках музыки отводится незначительное место, используются лишь их отдельные элементы. Однако наряду с другими видами деятельности музыкально-ритмические движения обеспечивают разностороннее музыкальное развитие учащихся: них развивается музыкальность, творческие способности, формируются навыки коллективных действий. Воспитательное значение движений под музыку проявляется и в том, что они активизируют чувство ритма, способствуют углубленному освоению музыкального материала урока. С помощью движений школьники передают характерные особенности произведения.
В основе музыкально-ритмической деятельности лежит моторно-пластическая проработка музыкального материала. Она способствует усилению эмоционального воздействия музыки, развитию представлений о средствах музыкальной выразительности, элементах музыкальной речи; движения под музыку помогают прослеживать развитие музыкального образа. Все это достигается благодаря приобретенным навыкам и умениям согласовывать движения с музыкой, ее характером, настроением.
Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность влияния музыкально-ритмических движений на развитие чувства ритма младших школьников.
Объект: процесс развития чувства ритма младших школьников посредством музыкально-ритмических движений.
Гипотеза: музыкально-ритмические движения будут являться эффективным средством развития чувства ритма младших школьников, если:
- систематически включаются в урок музыки начальной школы;
- учитываются психолого-педагогические и индивидуальные особенности начальной детей начальной школы;
- процесс коллективного исполнительства вызывает заинтересованность и положительный эмоциональный отклик у детей;
-педагогом используются эффективные методы и приемы работы.
В соответствии с целью, предметом и выдвинутой гипотезой, сформированы следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогические аспекты развития музыкально-ритмической деятельности младших школьников.
2. Выделить педагогические условия развития чувства ритма младших школьников посредством музыкально-ритмических движений.
3. Определить наиболее эффективные приемы и методы развития чувства ритма младших школьников.
Для реализации поставленной цели и задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической и философской литературы по данной теме;
- наблюдение за деятельность учащихся на уроках музыки;
- педагогический эксперимент;
- обработка материалов исследования.
Наши исследования проводились в три этапа:
1) 2002 год – определение тема исследовательской работы;
2) 2003 год – разработка содержания опытно-экспериментальной работы по развитию чувства ритма и частичной ее реализации.
Оформление и защита курсовой работы;
3) 2004 год – завершение исследовательской работы, анализ и обобщение ее результатов.
Экспериментальной базой нашего исследования явился 4 «А» класс школы №53 города Орска в количестве 21 человека.
Работа имеет следующую структуру: введение, 2 главы (теоретическая и практическая), заключение, список литературы, приложения.
В первой теоретической главе дается психолого-педагогическое и философские аспекты развития музыкальных способностей младших школьников; также рассматривается история развития музыкально-ритмических движений, как вида деятельности на уроках музыки; рассматривается музыкально-ритмическая деятельность младших школьников.
Во второй практической главе описывается диагностика развития чувства ритма младших школьников; описываются эффективные методы и приемы развития чувства ритма посредством музыкально-ритмических движений; анализируются результаты опытно-экспериментальной работы.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования.
В приложениях приводятся результаты диагностики, музыкальные игры на развитие чувства ритма, упражнения на развитие ритмического чувства, методические рекомендации по разучиванию таких движений.