Развитие моральных чувств старших дошкольников в условиях ДОУ
Если Вам нужна эта курсовая, но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, жмите "заказать эту работу". Естественный и технический антиплагиат по выбору. Мы с Вами свяжемся и обсудим у
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты развития моральных чувств дошкольников
1.1 Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста
1.2 Понятие моральных чувств
1.3 Развитие моральных чувств детей старшего дошкольного возраста
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование развития моральных чувств у дошкольников в условиях ДОУ №15 г. Новотроицка
2.1. Определение направлений в работе с детьми по развитию моральных чувств в старшем дошкольном возрасте
Заключение
Список литературы
Введение
Дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности. Важную роль в нравственном воспитании играют моральные чувства дошкольников. Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведения.
Многие учёные, занимающиеся проблемой развития моральных чувств дошкольников, утверждают, что этому вопросу уделяют недостаточное внимание. Причина видится в том, что взрослые ещё сами не до конца осознали значимость самого понятия «культура поведения» особенно сейчас, в переходный период, когда основные составляющие нравственного воспитания претерпевают некоторые изменения.
Проблемой развития моральных чувств занимались такие педагоги как: Петерина С.В., Яковенко Т., Ходонецких З., Теплюк С., Островская, Ерофеева, Барахтова, Юдина, Рычашкова и другие.
Формирование основ культуры поведения начинается с самых первых лет жизни ребёнка. Он, подражая взрослому человеку, начинает осваивать основные нормы общения. К старшему дошкольному возрасту у ребёнка могут быть воспитаны довольно устойчивые формы поведения, отношение к окружающему соответственно усвоенным моральным нормам и правилам.
При благоприятных условиях общественного и семейного воспитания у ребёнка старшего дошкольного возраста ярко проявляется чувство привязанности к сверстникам, воспитателю, д/саду. Дети приветливы с окружающими, легко вступают в общение, добры, чутки, внимательны к замечаниям взрослых, способны остро переживать их. Одобрение своих поступков воспринимают с радостью и выражают готовность делать ещё лучше.
Характерным для детей старшего дошкольного возраста является формирующаяся у них общественная направленность. Она проявляется и в реальных детских взаимоотношениях, и в их высказываниях, и в оценке поступков сверстников, и в общей направленности совместной деятельности всех членов детского коллектива. У ребят этого возраста начинает складываться общественное мнение, на которое в известной мере может опереться воспитатель. Дети могут осудить поведение сверстников – их эгоистические поступки, недобросовестное отношение к делу - и высказать одобрение хорошего поведения товарища.
Вместе с тем нравственные проявления детей старшего дошкольного возраста отличаются неровностью и неустойчивостью. Разное поведение детей часто зависит от их эмоционального состояния, индивидуальных особенностей, что требует от воспитателя использования разнообразных методов и приёмов воспитания, более тонкого их применения.
Сумма умений и навыков позволяет поддержать общий порядок в режиме дня, укладе жизни семьи, дома, в установлении правильных взаимоотношений ребёнка со взрослыми и сверстниками. Эти навыки, связанные с личной опрятностью и аккуратностью, чистотой одежды, обуви; с культурой еды (поведение за столом, умение пользоваться столовыми приборами); с культурой поведения со взрослыми и со сверстниками (дома, во дворе, на улице, в общественных местах, в д.с); с культурой игры, учебных занятий, выполнение трудовых обязанностей; с культурой речи (форма обращения, культура словаря, тона, темпа речи).
В процессе формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста участвуют одновременно и образовательное учреждение и семья. Воспитание культуры поведения предусматривает обязательную связь с воспитанием детей в семье, координацию усилий педагога и родителей. Очень важно для педагогов найти методы, позволяющие установить тесные контакты с семьёй в целях обеспечения единства в воспитании культуры поведения.
В ходе данного исследования была выдвинута рабочая гипотеза: процесс развития моральных чувств в старшем дошкольном возрасте будет наиболее эффективен, если:
1. перед педагогическими кадрами ставится задача формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста;
2. родители и педагоги совместно, соблюдая единство требований, работают над формированием культуры поведения;
3. воспитатель умело определяет направления и комплексно использует методы развития моральных чувств дошкольников.
Объект исследования: процесс развития моральных чувств в дошкольном возрасте.
Предмет исследования: методы развития моральных чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Цель работы: изучить теоретические и прикладные аспекты развития моральных чувств детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- Охарактеризовать психолого–педагогические особенности формирования культуры поведения в старшем дошкольном возрасте.
- Рассмотреть методы воспитания культуры поведения старших дошкольников и их практическое применение.
- Обобщить опыт работы ДОУ № 15 (г.Новотроицк) по применению методов развития моральных чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
-анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, наблюдение, обобщение опыта работы.
Методологическая основа исследования:
-основные концепции общей теории культуры поведения старших дошкольников (Петерина С.В., Бреслов Г.М., и другие);
-положение о целостности и взаимообусловленности социальных и культурно-педагогических явлений в процессе воспитания личности (Божович Л.И., Выготский Л.С, Кон И.С., РубинштейнС.А., Эльконин Д.Б.и другие).
Значимость работы: систематизированный материал по развитию моральных чувств в старшем дошкольном возрасте; охарактеризованы методы воспитания культуры поведения старших дошкольников.
Структура работы: введение, две главы, заключение, приложения и список литературы.