Развитие вербальной памяти у дошкольников с задержкой психического развития
Если Вам нужна эта курсовая, но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, жмите "заказать эту работу". Естественный и технический антиплагиат по выбору. Мы с Вами свяжемся и обсудим у
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВЕРБАЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ………………………………………………………………………..5
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей ЗПР……………..5
1.2 Особенности развития вербальной памяти у дошкольников с задержкой психического развития……………………………………………...16
1.3 Роль дидактических игр в развитии детей с ЗПР…………………...23
Выводы по первой главе………………………………………………….28
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ И КОМПЛЕКСА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР……………………………………………………...29
2.1 Коррекционная программа по развитию памяти у старших дошкольников с ЗПР «Развиваем память»……………………………………..29
2.2 Подбор игр на развитие памяти дошкольников…………………….40
Выводы по второй главе………………………………………………….43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………..……………….45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...47
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования: Проблема обучения и развития детей с задержкой психического развития (ЗПР) не является новой в отечественной педагогике. Она привлекла внимание исследователей еще в прошлом столетии. Т.А. Власова, B.C. Лубовский, Г.Е. Сухарева и др. изучили причины задержки психического развития, раскрыли особенности познавательной и эмоциональной сфер личности учащихся с ЗПР, определили их типы. Рекомендации ученых помогли педагогам в работе с такими детьми.
Задержка психического развития носит, как правило, временный характер, но для ее преодоления необходимо создание специальных условий обучения и воспитания; и чем раньше начинается этот процесс, чем грамотнее он осуществляется, тем успешнее нормализуется проблемная ситуация.
В последние годы отмечается значительный рост количества детей с отклонениями в развитии. Наиболее многочисленной категорией являются дети с задержкой психического развития (ЗПР). Память одна из важнейших психических функций. Роль памяти в развитии ребенка огромна.
З.М.Истомина подчёркивала, что на ранних этапах развития память включена в процесс восприятия, носит непреднамеренный, непроизвольный характер. Ребенок не умеет ставить перед собой цель запомнить и не принимает мнемическую задачу, данную взрослым. Как отмечает П.И.Зинченко, непроизвольно запоминается тот материал, который включен в активную деятельность. На запоминание влияет называние объектов словом, привлекательность их для детей. На протяжении дошкольного возраста происходит постепенный переход от непроизвольной памяти к произвольной.
По мнению В.С.Мухиной, сначала ребенок осознает цель припомнить, а затем и цель запомнить, научится выделять и усваивать мнемические средства и приемы. В старшем дошкольном возрасте формулируются предпосылки для осуществления самоконтроля в процессе запоминания, под которым понимается умение соотносить получаемые результаты деятельности с заданным образцом. На развитие памяти существенное внимание оказывают все виды деятельности ребенка, но игра среди них занимает ведущее место. Ведь цель запомнить и припомнить при выполнении роли имеет для ребенка очень наглядный, конкретный смысл. Развитие памяти является одном из «ключевых» моментов в развитии дошкольника, «обслуживает» развитие других познавательных процессов и является значимым показателем готовности к школе. Для того чтобы у ребенка сформировать познавательную деятельность необходимо проводить коррекционную работу.
Объект исследования: вербальная память дошкольников с задержкой психического развития.
Предмет исследования: процесс развития вербальной памяти дошкольников с задержкой психического развития.
Цель исследования: развития вербальной памяти дошкольников с задержкой психического развития.
Задачи:
- изучить психолого-педагогическую характеристику детей ЗПР;
- рассмотреть особенности развития вербальной памяти у дошкольников с задержкой психического развития;
- выявить роль дидактических игр в развитии детей с ЗПР;
- разработать коррекционную программу по развитию памяти у старших дошкольников с ЗПР «Развиваем память»;
- осуществить подбор игр на развитие памяти дошкольников
Методы исследования: анализ методологической литературы, синтез, сравнени, обобщение.