Проблема самоутверждения личности в социальной группе
Если Вам нужна эта курсовая, но с новыми данными, либо по вашему предприятию, либо по вашим требованиям, либо с изменённым планом, жмите "заказать эту работу". Естественный и технический антиплагиат по выбору. Мы с Вами свяжемся и обсудим у
СОДЕРЖАНИЕ
Введение................................................................................................. 3
1 Теоретический анализ литературы по проблеме самоутверждения и его реализации в межличностных особенностях................................................. 7
1.1 Понятие самоутверждения личности в психологии....................... 7
1.2 Взаимосвязь личность-группа, общество..................................... 12
1.3 Самоутверждение, как специфический вид деятельности............ 19
2 Опытно-экспериментальная работа по развитию полноценной личности в социальной группе у детей подросткового возраста.................................. 26
2.1 Модель опытно-экспериментальной работы................................ 26
2.2 Констатирующий этап исследования............................................ 28
2.3 Формирующий этап исследования................................................ 33
2.4 Контрольный этап исследования.................................................. 41
Заключение........................................................................................... 46
Список использованных источников.................................................. 49
Приложение.......................................................................................... 51
ВВЕДЕНИЕ
Человечество, стоящее на пороге нового тысячелетия, более обостренно испытывает необходимость в новых концептуальных подходах к осмыслению сущности человеческого бытия. С развитием немецкой классической философии, немаловажную лепту в которую внесли работы Иммануила Канта, становится явной внутренняя дифференциация проблемы человека, в частности, в ней вычленяется самостоятельный аспект - человеческое самоутверждение. Проблема самоутверждения личности в социальной группе возникает как логическое следствие развития проблем самопознания, самоосуществления, самореализации. С этого момента появляется возможность теоретического оформления понятия «самоутверждения личности». Предыдущие этапы истории мысли подготовили необходимую феноменологическую базу для этой возможности. Однако сам феномен самоутверждения в силу своих незрелых форм еще не мог стать объектом философской рефлексии, да и сама рационалистическая традиция достигла своих высот лишь в рамках немецкой классической философии.
[4]
Современная социальная востребованность теоретической разработки данной проблемы связана с объективными тенденциями как исторического, так и природного развития, затрагивающими коренные основы бытия человека. Ситуация такова, что есть смысл говорить о планетарном, мировом масштабе действия «антропогенного» фактора. В XX веке, как отметил B.C. Библер, появляется ужас, а вовсе не соблазн от растущих сил самодетерминации.
В современной социальной практике, демонстрирующей широкий спектр форм и типов самоутверждения, поиск смысла данного феномена становится возможным благодаря тому, что все его исторические типы представлены во взаимосвязи и интенсивной динамике. Данное обстоятельство уже само по себе служит созданию определенной мыслительной ситуации.
[1]
Итак, реалии современного общества отражают высокую потребность в философской рефлексии всех возможных способов человеческого самоутверждения и культурной социализации личности в целом.
Цель работы: теоретический и практический анализ феномена самоутверждения подростков в социальной группе в свойственном им многообразии и амбивалентности через выявление их онтологических оснований в общественной природе социальной группы и раскрытие мировоззренческого характера проблемы самоутверждения личности путем практического исследования.
Анализ теоретико-практических результатов данной работы могут использоваться в педагогике, возрастной психологии, психоанализе и психотерапии, работа может стать основой научных статей и публикаций, ее материалы могут быть использованы для написания методических пособий.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
- Провести критический анализ концептуальных подходов к феномену самоутверждения личности в истории психологии и как предмету научного исследования.
- Учитывая противоречивую природу самоутверждения личности, показать его «ситуативные» возможности, многообразие форм его проявления и функций в контексте взаимосвязи личность-группа, общество.
- Проанализировать самоутверждение, как специфический вид деятельности сквозь призму соответствующих им мировоззренческих представлений о мире и человеке.
- Разработать и описать модель опытно-экспериментальной работы констатирующего и контрольного экспериментов.
- Исследовать первичное состояние проблемы самоутверждения у подростков контрольной и экспериментальной группы.
- Создать систему воспитательной работы по социализации личности подростка.
- Провести анализ успешности применения системы воспитательной работы по социализации личности подростка.
Научно-практическая значимость данной работы состоит в том, что разработанные материалы могут быть использованы для дальнейшего изучения социально-групповой проблематики в психологии, уточнения отдельных положений социальной психологии, психодиагностике. Работа может быть рекомендована для разработки учебных курсов по истории психологии, общей психологии, этике, социальной психологии.
Методы исследования:
- теоретико-методологические: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, моделирование;
- эмпирические: изучение документации, наблюдение, методика Q-сортировки В. Стефансона, методика Лири, методы количественного и качественного анализа и обработки экспериментальных данных.
[15]
В ходе выполнения данной работы с помощью анализа состояния проблемы самоутверждения личности подростка в социальной группе предполагается сформировать и развить процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности подростка, развить их неповторимую индивидуальность с помощью системы формирования полноценной личности.
База исследования: Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 27 г. Орска». В выборку вошло 20 учеников 13-14 лет.
Структура работы: данная работа состоит из титульного листа, содержания, введения, 2 глав, в первой находится по 3 параграфа, во второй 4, заключения, списка литературы, состоящего из 20 источников, приложений. В основном тексте представлено 7 таблиц.